Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июня 2021 г. 22:35

4K

4 Они пишут

Стыд — понятие буржуазное.

Данное высказывание Нэнси Митфорд можно отнести к французскому высшему обществу второй половины XVIII века, о котором пойдёт речь в романе.

Эта трагичная история, нередко переходящая в фарс, раскрывается перед нами посредством писем. Впрочем, фарс обычно трагичен по своей сути, так что всё логично.
Из коротких писем и подробных посланий мы узнаём о хитроумной интриге, инспирированной двумя представителями парижского высшего света - маркизой М. и виконтом В.
Имея за плечами богатый опыт вращения в изысканном обществе, они задумали жестоко подшутить над парой молодых людей, которые переживают первую влюблённость. Я намеренно не называю парочку интриганов, так как они не кажутся исключением, а скорее являют собой портреты своего времени. Таких персонажей, должно быть, встречалось немало среди высшей социальной прослойки в ту эпоху. Скучающие паразиты убеждены, что играть чувствами других людей - их легитимное право. Наверное, такое же незыблемое, как дворянская привилегия не платить налоги в казну.

У самоуверенной парочки не только много времени и крайне мало моральных ограничителей, но имеется и определённое обаяние, но это обаяние хищника, затаившегося в засаде и готового нанести удар.
Попытаемся восстановить ход мысли наших великих комбинаторов. М. и В. могли размышлять следующим образом.
Почему бы нам не развлечь себя играми?.. Можно поиграть в карты или шахматы, но это так пресно. Намного увлекательнее разыграть партию, где фигурами будут живые люди. В качестве основного оружия выберем секс, клевету и нарушенные обещания. Ключевые задачи - потренировать изобретательность, продемонстрировать собственное знание психологии и, главное, насладиться обретённой над глупенькими пешками властью. Что может быть сладостнее осознания, что ты по своей прихоти формуешь судьбы других?

Маркиза и виконт выбрали в качестве объектов своих интеллектуально-эротических экспериментов двух неопытных молодых людей, кажущихся уязвимыми перед лицом манипуляций.
«Бог мой, до чего же все такие умники глупы!» -восклицает маркиза, сетуя на то, какой неотёсанный материал им достался.

В романе пять центральных персонажей. Четверых мы уже упомянули, пятая героиня - молодая женщина, супруг которой отсутствует по делам. Он отчасти сам навлёк на себя несчастье, оставив жену надолго одну. Президентша де Турвель красива и безупречно добродетельна.
Прелестница, как её называет наша сладкая парочка, становится объектом настойчивых ухаживаний виконта.
Для него главное - не физическое обладание ею и даже не дополнительная жемчужина в короне соблазнителя, которая, собственно, и определяет его репутацию в свете. Самым драгоценным призом для В. будет знание, что его воля взяла верх над волей молодой женщины, что его шарм и харизма оказались сильнее её добродетели и католического воспитания.

Не раскрывая сюжета, отмечу, что всех пятерых протагонистов ждёт печальный финал.
В каком-то смысле можно сказать, что справедливость восторжествовала, хотя слово справедливость звучит несколько экзотически в данном контексте. Каждому пришлось понести свою ответственность.
Как покажет финал книги, стремление обоих архиинтриганов оставить последнее слово за собой сыграет с ними злую шутку. Уязвлённое тщеславие выступит в роли рока, карающего и бесстрастного.
Вспоминается строка из шуточного стиха Голдсмита. Укушенный остался жив, собака околела.
Только в нашем случае укус оказался слишком полным яда, чтобы укушенных могли миновать тяжёлые последствия.

Такие нелестные портреты рисует Шодерло де Лакло. Автор, который берётся за эпистолярный жанр, несколько рискует прозвучать поверхностно, не раскрыть всех важных подробностей. Однако де Лакло удалось избежать этого риска, полотно получилась обёмным и насыщенным.
На некоторые события корреспонденты только намекают, но нам всё становится понятно и без лишних слов. Казалось, одно письмо виконта, несколько строк в ответном письме маркизы, но за этим скрывается бездна человеческой подлости и игривого безрассудства.

Для меня роман оказался неровным. Если эпистолярные творения виконта и маркизы показались мне по-своему прелестными в своём бесстыдстве, то переписка двух юных влюблённых - откровенно скучной и местами излишне аффектированной.
Возможно, записки последних произвели такое впечатление на фоне остроумных писем двух опытных соблазнителей. Вполне разумно, что душевные излияния девушки и юноши уступают им в изяществе. Юная пара предсказуемо обменивается шаблонными фразами, но ощущения от этого не меняются. Их письма, которых в романе пропорционально довольно много, тормозили и так достаточно медленное повествование. Поэтому я не смогла поставить книге высший балл.

«Опасные связи» в своё время вызвали широкий резонанс. Произведение де Лакло стремились прочитать и обсудить.
Описываемые в романе грязные игры могут сегодня оставить у среднестатистического человека в чём-то более неприятный, чем у современников писателя, осадок. Совершенно не нужно придерживаться строгих правил, чтобы почувствовать, как в вас нарастает негодование по мере продвижения вглубь.
Я, к примеру, человек очень терпимый, меня не интересует личная жизнь других людей и нисколько не смущает их сексуальная всеядность при условии, что такая модель поведения не причиняет никому боль. Хотя я и склоняюсь к теории об отсутствии у человека инстинктов, но принимаю, что плоть слаба и подвержена множеству искушений.
La chair est faible, как иногда говорят на родине Шодерло де Лакло.
Однако поступки двух главных действующих лиц, которые разрушают жизни и опрокидывают планы как карточный домик, нельзя объяснить человеческими слабостями, естественными потребностями или даже жаждой мести.
Ходовой валютой являются коварный расчёт, спесь, готовая игнорировать любые ограничения, а также необходимость наполнить свою праздность острыми ощущениями.

спойлер
Вначале даётся намёк, что у маркизы имеется зуб на потенциального жениха юной девушки, которую она поручает соблазнить виконту де Вальмону. Но весомым этот аргумент, на мой взгляд, не выглядит, детали не раскрываются.
свернуть

Напоследок хочу упомянуть эпизод, который прозвали бы anti-MeToo, если бы в XVIII веке существовало такое движение.
Один известный в обществе либертен хвастается, что добавит маркизу М. к внушительному списку своих побед на любовном фронте. В итоге он сам оказывается жертвой коварства своей чаровницы, которая без труда поставила его в унизительное положение.
Его нельзя считать полноценной жертвой, потому что он сам напросился на такое с собой обращение, но произошедшее лишний раз демонстрирует, что в парижском высшем свете нельзя верить ничему и никому. Большинство его обитателей так и поступает. Они заняты имитацией. Одни имитируют негодование и возмущение, другие сочувствие и любовь к ближнему. Виконт с готовностью изображает из себя благотворителя, чтобы приблизиться к своей цели - завоеванию благочестивой де Турвель.
Один и тот же человек может стать объектом, на который по очереди будут направлены эти своеобразные суррогаты эмоций. В конце концов, чтобы антипатия стала симпатией, достаточно просто поменять «минус» на «плюс». Такой подход даже сложно назвать лицемерием, настолько всё органично в этом мире маркиз, виконтов и воспитанниц монастырей.
Подобное происходит с нашей героиней и её незадачливым кавалером. Сегодня все сопереживают «оскорблённой добродетели» маркизы, завтра они с тем же пылом клеймят её «добропорядочным» презрением.

P.S. Прочитав книгу, решила не откладывать в долгий ящик просмотр фильма по её мотивам. На мой вкус, экранизация 1988 года с Джоном Малковичем и Гленн Клоуз великолепна.

Комментарии


Имея за плечами богатый опыт вращения в изысканном обществе, они задумали жестоко подшутить над парой молодых людей, которые переживают первую влюблённость

С утра прочитал как "совращения в изысканном обществе")

Таких персонажей, должно быть, встречалось немало среди высшей социальной прослойки в ту эпоху. Скучающие паразиты убеждены, что играть чувствами других людей - их легитимное право. Наверное, такое же незыблемое, как дворянская привилегия не платить налоги в казну.

Интересно ты завернула)
Всё так, Ник, таких персонажей было много, да, да и сейчас такие порой встречаются..
А тебе не показалось, что де Лакло словно бы вывел из этого типажа некий новый типаж, почти с достоевщинкой?
Эта бесприютность и раздрайв их собственной любви и желание, почти спиритуалистическое, в разрушении чужой любви соприкоснуться снова, их душам.

У самоуверенной парочки не только много времени и крайне мало моральных ограничителей, но имеется и определённое обаяние, но это обаяние хищника, затаившегося в засаде и готового нанести удар.

Кстати, ёмкий образ про хищника)
Как говорится - у дьявола праздные руки...

Попытаемся восстановить ход мысли наших великих комбинаторов.

Ник, ты биатлоном не занималась?)
Просто у тебя каждый новый образ в рецензии - в цель)
Ощущение что я пойду на второй круг...
Знаешь, твои мысли мне нравятся, у самого были подобные, но при чтении книги а особенно после, меня не отпускала странная мысль: а что, если этим комбинаторам просто духовно тесно и в их эпохе и окружении и навязанным обществом пошлых страстей?
Они словно пытаются расшатать что то и высвободиться, но, как это часто бывает - сами запутались.

В романе пять центральных персонажей.

Когда читал, думал ещё, что эти 5 персонажей - это 5 человеческих чувств, осязаний.
И что по сути это роман об одном человеке и его муках любви и жизни.

Если эпистолярные творения виконта и маркизы показались мне по-своему прелестными в своём бесстыдстве, то переписка двух юных влюблённых - откровенно скучной и местами излишне аффектированной.

Тоже так показалось..
Ник, но ты же знаешь кто писал роман?)
Помнишь как Камю заметил о Достоевском, что страницы его романов с сомнением в боге, выливались у него с таким жаром и силой, словно были из глубин его души, а страницы о вере в бога, казались бледными и не такими сильными.
Может и тут нечто похожее?)

Концовка рецензии как всегда, чудесна, как и сама рецензия)
Про суррогаты чувств понравилось.
Ты и фильм посмотрела? Прелесть!

Спасибо, Никуш, и прекрасного тебе дня)


С утра прочитал как "совращения в изысканном обществе")

:) "Совращение" в данном контексте хорошее и даже нужное дополнение к "вращению")

А тебе не показалось, что де Лакло словно бы вывел из этого типажа некий новый типаж, почти с достоевщинкой?

На этом месте почему-то подумалось, что "всё новое - хорошо забытое старое")

Они словно пытаются расшатать что то и высвободиться, но, как это часто бывает - сами запутались.

Если бы только сами...

Ник, но ты же знаешь кто писал роман?)

Вроде Шодерло был военным, нет?

что эти 5 персонажей - это 5 человеческих чувств, осязаний.

Понравилась мысль, Саш. Задумалась, кто какое чувство олицетворяет?.. Может, всё-таки напишешь свою рецензию? Уверена, что получится интересно)

Ты и фильм посмотрела?

Решила не откладывать) Интуитивно мне казалось, что именно фильм 1988 г. лучше передаёт дух книги, её темп и настроение. И мои ожидания полностью оправдались. Правда, другие экранизации я не смотрела, поэтому уверенно сравнивать не могу... А ты смотрел кино по книге?

Тебе дружеское спасибо за внимание, Саш! И чудесного дня)


Вроде Шодерло был военным, нет?

Ник, поздравь меня: я идиот)
Я перепутал аббата Прево с де Лакло.
М-да... и ты ещё хочешь что бы я писал рецензию?))
Знаешь, иногда после твоих прелестных рецензий мне иной раз не очень хочется писать рецензии на данные произведения: уж слишком всё вкусно и разложено по полочкам, в хорошем смысле слова.
Что касается осязаний.. давно читал, и так сразу не скажу.
Но де Вальмонт скорее всего - тактильное)
Но думается, что может быть и обоняние. Уж слишком сильно в нём это начало власти и игры и поглощение женщины.
Де Мертей - слух?

Нет, экранизации не смотрел. Именно фильм 88 года сорвался как то, а потом не получилось)
Ты так славно всегда дуплетом стреляешь: книга и фильм)

Тёплого весеннего дня, Ник)


Я перепутал аббата Прево с де Лакло.

Саш, а может, тебе удалось заглянуть глубже, за поверхностный слой?) Кто знает, кем де Лакло был в душе?..
И уж точно это никак не помешает написать рецензию (реплика в сторону... могу я немного помечтать? :) )

Но де Вальмонт скорее всего - тактильное


Да! Кстати, у меня впечатление, что режиссёр фильма 88 г. тоже думал в этом направлении.

Де Мертей - слух?

Она сама говорит, как с ранних лет научилась ко всему прислушиваться... и зрение тоже может быть. Умеет разглядеть то, что другим не видно.

Спасибо за такой милый коммент, Саш) Доброго тебе воскресного дня)


И уж точно это никак не помешает написать рецензию (реплика в сторону... могу я немного помечтать? :) )

Ника, так у Саши ведь есть классная история к этой книге. Мне она очень понравилась! )


не отпускала странная мысль: а что, если этим комбинаторам просто духовно тесно и в их эпохе и окружении и навязанным обществом пошлых страстей?
Они словно пытаются расшатать что то и высвободиться, но, как это часто бывает - сами запутались.


Да, в оценке их действий нужно несколько абстрагироваться, поэтому ваше мнение очень уместно.

Если оценивать этих двух просто как людей и как персонажей их плоти и крови, тогда, конечно, мнение будет однозначным, но если их воспринимать как психологические типажи, то это уже другое. Они умны, оба, и им душно среди своего скучающего окружения с повторяющимися встречами, обедами и ужинами, с уже заученными и избитыми фразами, когда все действие можно угадать наперед с самого начала. Игра с людьми, в том числе манипулирование ими - одна из самих захватывающих, щекочущих нервы, добавляет остроту в их пресную жизнь.

(могу представить, как бездушно может показаться написанное).


Спасибо за понимание, синяя птица)

спойлер
доброе утро, Ника)
свернуть

Интересная рецензия, спасибо, что поделилась мыслями) Я читала эту книгу лет в 15,но сюжет, в целом, помню до сих пор. А ещё есть молодежный фильм по этому произведению, с Риз Уизерспун


Ага, сюжетная канва там хорошо запоминается)

А ещё есть молодежный фильм по этому произведению, с Риз Уизерспун

"Жестокие игры"? Я не смотрела, хотя Риз Уизерспун мне нравится.
Есть вроде ещё фильм "Вальмон", но там сильно отошли от сюжета, как я поняла по обрывкам информации. Добавили комедийности, которой в атмосфере романа нет.

Тебе спасибо за отклик, Галя!


Экранизаций уже с десяток. Никак не доберусь до них, только фильм с Малковичем видел. Но там вроде бы есть отклонения от исходной книжной версии? Не уверен: и читал, и смотрел давно.
За рецензию спасибо, очень близко к оставшимся у меня впечатлениям от книги (почти тождество).


только фильм с Малковичем видел.

Я тоже только его видела. Там не столько отклонились от книжного первоисточника, сколько исключили некоторые моменты из книги. Но то, что показали, в целом роману соответствует, и, как мне показалось, атмосфера и ритм книги, довольно медлительный и немного вязкий, переданы хорошо. И игра актёров, конечно, на высоком уровне... Что-то мне подсказывает, что другие экранизации вышли менее удачными, но не знаю.

Вам спасибо за внимание и комментарий!


Понравилась вводная цитата. О времена, о нравы ) Но и сейчас такое есть, просто в другой форме.

маркизой М. и виконтом В.

Хорошо что не К или Б )

Ходовой валютой являются коварный расчёт, спесь, готовая игнорировать любые ограничения, а также необходимость наполнить свою праздность острыми ощущениями.

Вот именно что наполнить чем-то праздность.

но принимаю, что плоть слаба и подвержена множеству искушений.

Но ты же к изменам плохо относишься?
А я между прочим ждала эту твою рецку:) Книгу я не читала и фильм с Малковичем не видела, но я смотрела Вальмона. Деталей не помню, но, если память меня не подводит, читала что этот фильм отличается от книги. Но он и называется Вальмон, а не Опасные связи. Как бы все окей ) было бы любопытно узнать твоё мнение по этому поводу.

Спасибо за интересную рецензию, Ника ) Рука сама потянулась добавить ее в избранное


Хорошо что не К или Б )

Тэкс, с К. понятно, он уже нам как родной :) А что за Б., что за птица такая? Или это просто для симметрии?)

ты же к изменам плохо относишься?

К изменам негативно отношусь, как, думаю, многие... Но чтобы кому-то изменить, нужно сначала пообещать этому человеку верность. Можно жить, не давая никому обещаний и не беря на себя обязательств. Я не говорю, что мне такая модель нравится, но это личное дело каждого.
Если вернуться к книге, маркиза (муж давно умер, больше вступать в брак она не хочет) и виконт (холостяк) свободные люди и могут жить как хотят и с кем хотят.
Главная их проблема, на мой взгляд, даже не в том, что они разрушают жизни других, но делают это намеренно, следуя плану.
По сути, в этом и состоит их задача - сделать больно другим, а отнюдь не просто поразвлечься (что можно было бы объяснить человеческими слабостями)... Уфф, вроде получилось лаконично сформулировать мысль, которая в рецензии как-то расплылась)

было бы любопытно узнать твоё мнение по этому поводу.

Если будет возможность, гляну "Вальмона" и отпишусь. Но вряд ли это будет скоро, мне пока хватило опасных связей)) Может, тебе посмотреть старую экранизацию с Малковичем и Клоуз?)

Большое тебе спасибо, Кристин! Ты своим комментом помогла мне дополнить и развить обзор книги)

Рука сама потянулась добавить ее в избранное

Спасибище!)
И приятных тебе выходных (немного раньше времени, но завтра меня, наверное, не будет на сайте).


А что за Б., что за птица такая?

Не, это не просто какой-то Б., а доктор Б. из Шахматной новеллы Цвейга, талантливый шахматист )

Может, тебе посмотреть старую экранизацию с Малковичем и Клоуз?)

Возьму фильм на заметку, раз все его так хвалят )

маркиза (муж давно умер, больше вступать в брак она не хочет) и виконт (холостяк) свободные люди

Ну да, я как-то подзабыла подробности этой истории (о которой я знаю из фильма Вальмон, что как бы само по себе ненадежно).
Спасибо, Ника! Хорошего тебе отдыха )


доктор Б. из Шахматной новеллы Цвейга, талантливый шахматист )

Вот оно что)) Чувствую, что мне надо поскорее прочитать эту новеллу Цвейга, чтобы выйти из темноты неведения)


По сути, в этом и состоит их задача - сделать больно другим, а отнюдь не просто поразвлечься (что можно было бы объяснить человеческими слабостями)...

Да, именно это самое мерзкое в этих их жестоких играх. Как писал маркизе виконт, "настоящий охотник должен загнать дичь". И обещал быть безжалостным, когда увидит президентшу "у своих ног, дрожащую, заплаканную, молящую о пощаде".


Как писал маркизе виконт, "настоящий охотник должен загнать дичь".

Да. Виконт, этот "настоящий охотник", откровенен со своей дорогой подругой.

Спасибо за отклик, Людмила)


Хорошая рецензия. Все проанализировано с психологической точки зрения.

Вы, правда, пишете о восприятии книги современным человеком и что в чем-то вероятно человек нашего времени прореагировал бы на определенные вещи с большим неприятием...но не факт. Вы знаете, пока читала начало рецензии не отпускало чувство того, что вы просто-напросто описываете то, что происходит как раз в современном обществе и сейчас.

Я про вот это говорю:

Эта трагичная история, нередко переходящая в фарс, раскрывается перед нами посредством писем. Впрочем, фарс обычно трагичен по своей сути, так что всё логично.
Из коротких писем и подробных посланий мы узнаём о хитроумной интриге, инспирированной двумя представителями парижского высшего света - маркизой М. и виконтом В.
Имея за плечами богатый опыт вращения в изысканном обществе, они задумали жестоко подшутить над парой молодых людей, которые переживают первую влюблённость. Я намеренно не называю парочку интриганов, так как они не кажутся исключением, а скорее являют собой портреты своего времени. Таких персонажей, должно быть, встречалось немало среди высшей социальной прослойки в ту эпоху. Скучающие паразиты убеждены, что играть чувствами других людей - их легитимное право.


Вы же просто чуть не до точек над "i" расписали сценарий того, что происходит. Правда, для того, чтобы смотреть под этим углом нужно и воспринимать происходящее как фарс. Если же понимание ситуации другое, то тогда и ситуация не будет выглядеть в глазах смотрящего фарсом.

А вот в этой фразе

Скучающие паразиты убеждены, что играть чувствами других людей - их легитимное право

если заменить слово "чувства" на, скажем, "жизнь", то совсем на злобу дня получается :)

Тоже смотрела фильм с Малковичем/Клоуз - отлично. "Вальмон" с Колином Фёртом кстати тоже смотрела. Вот ведь в какой дряни от М.Формана снялся молодым. Интересно, девушкам, которым так нравился в его исполнении мистер Дарси, он бы все еще нравился, если бы они увидели этот фильм?


Забавно про молодого Колина Фёрта) Мне он больше всего запомнился по его работе в «Король говорит».
А я почему-то думала, что фильм «Вальмон» относительно новый. Сейчас посмотрела, он 89 г. Надо будет как-нибудь глянуть на досуге :)

но не факт.

Вы правы, не факт... да и «современный человек» - слишком большое обобщение, чтобы предположения с такой формулировкой звучали убедительно.
Я скорее говорила о себе, о собственном впечатлении от прочитанного.
К примеру, можно выделить эпизод, когда маркиза отговаривает мать девушки, которая уже почти готова согласиться на брак дочери с её молодым человеком. Мне кажется, в ту эпоху, когда большинство браков в высшем свете были по договоренности, такое вмешательство воспринималось с меньшим непониманием или меньшим отторжением, чем сейчас.

для того, чтобы смотреть под этим углом нужно и воспринимать происходящее как фарс.

Возможно, если выработать такой отстранённый взгляд... но это сложно, когда этот фарс - жизнь, текущая вокруг. Наверное, надо быть философом-стоиком для этого)

Большое спасибо за отклик! Всегда с интересом читаю Ваши комментарии и интересные наблюдения)