Больше рецензий

27 мая 2021 г. 13:41

2K

5 Руководство: "Как стать человеком"

В отличии от "Наедине с собой" Аврелия, личного дневника, как эдакоего аутотренинга, призванного облегчить тяготы императорской жизни, но не дотягивающего до полноценного нравственного свода, Сенека стал для меня "откровением". В буквальном смысле "персональной Библией", к которой я буду неоднократно возвращаться.

Эту книгу не сможет вполне понять, пропустить через себя, тот, чье определение человека лежит в области биологии, нежели социального конструкта, когда само понятие "человек" есть данность, а не долгий, тернистый путь постоянного самосовершенствования, где масштаб личности определяется любым, буквально "животным" дном, которого хватило сил не достигнуть. Если стремление к добродетели не является для вас источником вдохновения, раскрывающим вашу натуру наиболее полным образом, лучше пройти мимо. Сей труд для людей, выбирающих дорогу лишений во благо ближнего, не из тщеславия, прихоти или моды, а просто потому, что они не могут иначе. Ведь по-настоящему честный человек тот, кто не обманывает, даже когда не остаётся никого, кто мог бы с него спросить, исключительно в силу внутренних непреложных убеждений.

Сенека невероятно свеж. По ходу прочтения совершенно не верится, что между вами пролегает временной отрезок в более 2-х тысяч лет и лишь названия исторических городов, мест фамилии и некоторые словесные архаизмы заставляют очнуться от завороженности.

Поистине - ничего нового! Мы имеем все те же проблемы, волнующие человека испокон веков, поскольку для нас нет вещей важнее нормативных аспектов бытия, а они же самые трудные как в определении собственных целей и стремлений, так и в дорогах к их реализации. Никто не может сказать, как нужно, ведь в жизни не существует "правильного" в отрыве от человеческих понятийных награмождений, но лишь "моё и не моё". Сенека, как истинный стоик, предлагает одну из систем взглядов для поэтапного достижения счастья при реализации "своего", если она, конечно, согласуется с вашим естеством.

Основной посыл как книги, так и стоицизма в целом, мы можем найти у другого ярчайшего представителя школы - Эпиктета:

«Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом, и она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано, — свой быстрый бег. Собака имеет чутьё; когда она лишается того, что ей дано, — своего чутья, она несчастна, а не бывает несчастна тогда, когда она не может летать. Точно так же и человек становится несчастным не тогда, когда он не может осилить медведя, или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано, — доброту и рассудительность. Вот такой-то человек воистину несчастен и достоин сожаления. Не то жалко, что человек умер, что он лишился своих денег, дома, имения: всё это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — своё человеческое достоинство».

Любая добродетель, как и само человеческое достоинство, не имеется по факту рождения, но приобретается и совершенствуется в силу дарованного нам природой инструмента – разума. Как лошадь реализует себя в быстром беге, так человек реализуется в разумной жизни. Вот что подразумевали стоики под необходимостью "следовать природе".

Разум – мерило, отделяющее дозволенное от излишеств, страстей и безумств. Ведь действительно, богатый человек тот, чьи потребности ограничены имеющимся. Бедность – желание заполучить больше, проистекает из тщеславия и зависти, коллективного образа счастья, заставляющего почувствовать себя неполноценным без его приобретения, а истощает как гонка в колесе за ним, так и постоянное недовольство владеемым. Это, однако, не говорит об обязанности похоронить стремления к некоторому комфорту. Аскетизм не в том, чтобы ничем не владеть, но в том, чтобы ничто не владело тобой. Только разумный баланс между суетливостью и довольством, устроенным в условиях постоянного "memento mori" сулит удовлетворение настоящим.

То же самое позволяет определить надёжных людей. К примеру, нельзя сказать, что разнузданная женщина поступает неправильно, поскольку самого мерила "правильности" не существует. Но человек, окунающийся в омут страстей с головой, вынужден, подобно наркоману, наращивать дозу безумства, пресыщаясь каждой достигнутой планкой. Так уж мы устроены. Нетрудно догадаться, что беспринципность, неумение отказать "животному", быстротечному удовольствию и поверхностность даже в отношении себя, ведёт к неустойчивости перед ситуациями, требующими серьёзности, проблемами и возможными лишениями. Разве с вами останутся бок о бок в горе, когда проще сменить объект заинтересованности на другой?

Люди, даже бессознательно, всегда тяготеют к любви, никогда ее не тостигая. Не потому ли, что барьеры собственной легкомысленности не позволяют нам стать кузнецами крепкого фундамента счастья? И так во всех прочих жизненных стезях...

Не разменивайтесь по мелочам, живите настоящим, помните о бренности материальной стороны жизни, быстротечности и предельной неудовлетворённости от испепеляющих страстей. Как писал Бродский: "Возможно мир спасти и неудастся, но отдельного человека всегда можно". Станьте теми самыми изменениями, которые вы бы хотели видеть в ближнем и ближайшем будущем.

Сохраните в себе человека!