Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

25 мая 2021 г. 18:04

240

3.5

Короче говоря, я понимаю, что любую классику надо смотреть исключительно в контексте того времени, когда она появилась. И, судя по всему (обзоры, интервью, истории создания), этот комикс в свое время стал такой бомбой, взорвавшей комиксное сообщество. Ведь тогда еще никто не был готов к такому виду супергероев. Усталые старые люди, пересматривающие свое прошлое. С личными жизненными проблемами и своими собственными тяжелыми мыслями. Это сейчас уже столько раз деконструировали всех этих супергероев, что все уже привыкли к необычным взглядам. А вот тогда…

А вот сейчас… да, сейчас, как по мне это уже не сильно впечатляюще смотрится. Ведь за первыми пришли уже другие, которые добавили что-то свое, переосмыслили, изменили, разобрали и собрали вновь. И теперь это выглядит как сравнение какого-нибудь автомобиля «Форда Т» и какую-нибудь новую модель от все того же Форда. Так что да, подобный поворот меня впечатлил куда меньше, чем современников этого комикса. Зато вот рисовка меня впечатлила. Но, скорее в плохом смысле этого слова. Все это для меня выглядит как акварель, которая была в начале слишком разбавлена, и потом какое-то время полежала на солнце. Есть какие-то отличные моменты, и завораживающие моменты, но в большей своей части эта манера рисовки меня скорее раздражала. Да и давайте я буду говорить начистоту. Рисунок здесь вторичен. Здесь в первую очередь на каждой странице доминирует текст. Он первоочередной источник информации. И это тоже… своеобразно.

Вот чего не отнять у этого комикса, так это атмосферы. Все это ощущение какого-то напряжения вокруг. Готэм, Америка целиком, супергерои. Все это ходит по тонкой грани, которая вот-вот сейчас упадет. Это ощущение передается через вставки новостей, ток-шоу, репортажей и прочих медийных явлений. Ну, и естественно реакция различных героев на всю эту информацию. Вот подобное — прикольно, да, согласен. Я очень оценил, хотя читать подобные вставки с переключением с одного сюжета на другой было тяжело.

Вторая приятная вещь — переосмысление старых знакомых героев. Супермен, который ради своих принципов о защите своей страны, сотрудничает с правительством, становясь по факту служебным псом. Бэтмен, который понимает, что вот сейчас надо действовать. Потому что и жизнь заставляет и душа тянет. Комиссар Гордон, Джокер и так далее. Всех их пересмотрели и выпустили на страницы. И это получилось очень хорошо.

Но вот какие-то детали меня немного напрягали в этой истории. Типа того, что заглавный герой у нас известен тем, что он не убивает людей. Что не мешает ему приехать на разборку на танке. НА ТАНКЕ! Как он надеялся рассчитывал никого не убить, используя такое неожиданное оборудование при массовом скоплении бандитов? Или то, что этот герой все время ноет о том, как он стар, как у него все болит, какие ощущения. При этом он продолжает надирать задницы всем встреченным бандитам. Ну да, потому что он Бэтмен! Но как-то это странно выглядит, если честно. Вызывало у меня странные ощущения нарочитости и какой-то наигранности. Обидно. Ну и наконец, какая-то недоговоренность. Тот же Двуликий, который в своей арке для меня вообще прошел мимо. Нет, я понял его трагедию, но она меня не тронула от слова вообще. Ну был и был. Подобное тут тоже встречается.

Так что, как по мне — прочитать эту книгу стоит для того, чтобы понять, какой именно путь прошла индустрия, как развивалась, к чему шла. Сейчас она уже не особо способна по-настоящему удивить любителя комиксов. В ней есть куча интересных деталей, но это уже не та бомба, какой была в момент издания.