Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2012 г. 11:44

344

4

В начале прошлого века в мире искусства произошла революция, связанная с именами Пикассо, Кандинского, Мондриана и других мастеров: это был отход от фигуративности и понимание, что картина может быть нарисована как угодно. Спустя пятьдесят лет абстрактный экспрессионизм американских художников, таких как Поллок, Ротко и де Кунинг, казалось, довёл эти принципы до логического завершения. Критики в очередной раз провозгласили “конец искусства”. Именно тогда появление поп-арта произвело новую революцию, декларировавшую, что объектом искусства может быть что угодно. К удивлению критиков и публики поколение лондонских и нью-йоркских художников 1950-60-ых вновь обратило внимание на предмет, причём предмет простой, бытовой, популярный.

Источниками вдохновения новой школы стали идолы массовой культуры, вроде Элвиса Пресли и Мэрилин Монро (Энди Уорхол), кричащие мотивы комиксов (Рой Лихтенштейн), сексуальная революция (Том Весселман), одиночество современного человека в мире стандартного (Джордж Сегал). Поп-арт ниспровергал мнимую уникальность художественного произведения, всячески тиражируя свои картины. Воспевая предметность, художники не только изображали банки супа и гигантские окурки, но помещали рядом со своими картинами совершенно обыденные предметы, вроде раковин, дверей, верёвок и радиоприёмников. Их произведения, поначалу брезгливо названные китчем, на самом деле проложили дорогу всему современному концептуальному искусству, вынужденному уже не разговаривать со зрителем, но орать на него…

Как всегда прекрасное ташеновское издание содержит обстоятельную и несколько ироничную вступительную статью Клауса Хоннефа, автора книги про Уорхола . Далее большую часть книги занимают отдельные работы художников с небольшими комментариями. Надо сказать, язык этих комментариев невыносимо скучный и снобистский. Именно из-за него не могу поставить самую высокую оценку. Кроме того, ждал хотя бы нескольких слов об очевидной связи поп-арта с сюрреализмом, но, видимо, в немецком искусствоведении это не акцентируется. Тем не менее, по обыкновению, советую эту серию.