Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 ноября 2012 г. 21:24

540

5

Назаретян – энциклопедист. Конечно, присутствуют и соответствующие регалии в виде докторского звания, академика РАЕН, профессора, автора 8 монографий и прочего. Но далеко не всякий носитель титулов обладает запасом знаний Акопа Погосовича.
На мой взгляд, книги Назаретяна должны входить в обязательный культурологический минимум всех тех, кто хочет получить ответ на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?», применительно к истории человеческой цивилизации.
Но начинать знакомиться с трудами академика я бы рекомендовал именно с «Агрессии».
Во-первых, потому что это цикл лекций, правда, прочитанный не студентам, а на междисциплинарном семинаре. Но, в любом случае, их язык ближе к обыденному и воспринимаются они на порядок легче научной монографии.
Во-вторых, публика на этом семинаре попалась въедливая и задавала докладчику всякие каверзные вопросы.
Например, делает ли прогресс людей более счастливыми? Или, как вы относитесь к словам князя Мышкина, что мир спасет красота?
И, в третьих, эта небольшая книжка представляет собой системное изложение исторических и культурологических знаний от древнейших времен до наших дней с проекцией в будущее. А выстроить разрозненные фрагменты в единую стройную систему, думаю, полезно для любого человека.
***
Стержневая идея книг Назаретяна – теория технико-гуманитарного баланса. Кратко ее суть можно сформулировать следующим образом: чем мощнее технологии, тем более качественные средства сдерживания необходимы для сохранения социальной системы, т.е. требуется выработка всё более сложных нравственных ограничителей. Общества, не сумевшие своевременно адаптироваться к возросшим инструментальным возможностям, подрывают основы своего существования.
И в книге приведено множество примеров, подтверждающих правоту данного тезиса.
Взять, к примеру, верхнепалеолитический кризис, случившийся 10-15 тысяч лет тому назад. Люди сумели овладеть чрезвычайно продуктивными орудиями, приемами и навыками охоты. Дротики, копья с костяными и каменными наконечниками, копье-металки, ловчьи ямы обеспечивали охоте небывалую эффективность. Охотничий азарт, безудержное стремление к успеху в добыче за пределами материально необходимого превратили людей в подлинный бич для животного мира. На территориях Чехии, Франции известны места, где было убито до тысячи мамонтов, многие тысячи лошадей. Дошло до того, что из бивней начали строить «особняки».
Результат закономерен, стали исчезать поголовья и целые виды животных, издревле служивших объектом охоты. Конкуренция между племенами достигла предельного ожесточения, количество населения сократилось на порядок, а некоторые территории и вовсе обезлюдили. Человечество оказалось на грани самоистребления.
Другой пример, после окончания вьетнамской войны вдруг выяснилось, что исчезли племена горных кхмеров. Эти охотники и собиратели, жившие еще при палеолите, вряд ли кому-нибудь могли принести вред, поэтому организовали специальную комиссию. Оказалось, что, получив в свои руки огнестрельное оружие, они быстро перебили всю окружающую фауну и, спасаясь от голода, спустились на равнину, где и умерли от болезней, против которых у них не было иммунитета.
***
Человек – есть существо био-социальное. И наша биологическая составляющая весьма и весьма агрессивна. Если у хорошо вооруженных животных в процессе естественного отбора выработалась био-мораль, запрещающая убивать своих сородичей, то не имеющему клыков и толстой шкуры человеку пришлось изобретать социальные сдерживающие факторы.

Дальше...

Любой технологический прорыв человечество обращает в первую очередь против себе подобных и одумывается только когда достигает грани вымирания.
В чем причины почти одновременного возникновения в течение первого тысячелетия до нашей эры в различных регионах планеты «милосердных религий»?
Сравните, это до того:

Воинов города Харимме, коварного супостата, оружием я побил, никого не оставил, трупы их на кольях я развесил, вокруг города велел поставить ... Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзил, словно решето... Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить... Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю. Я отрезал им бороды и тем обесчестил, я отрубил им руки, словно зрелые плоды огурцов... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу. Беглецов их, которые ради жизни ушли, там, где настигали, сражали оружием....


А это после (описание похода императора Ашоки, принявшего буддизм):

Такая скорбь охватила Угодного Богам оттого, что покорил он жителей Калинги. "Ведь покорить [никому] не подчиненную [землю] — это убийство, смерь или угон людей" — вот мысль, которая сильно печалит Угодного Богам. ...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда,— даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь Угодного Богам. И если кто причинит вред, Угодный Богам считает, что надо прощать, насколько простить возможно...

Причина крылась в масштабном кризисе охватившем страны того времени. В XII—XI веках до н.э. на Переднем Востоке, в Закавказье, в Восточном Средиземноморье стало распространяться массовое и дешевое производство железа, что решающим образом повысило качество боевого оружия. Профессиональные армии с тяжелым и дорогостоящим бронзовым мечами и алебардами уступили место своего рода массовым народным ополчениям, что на порядок повысило кровопролитность войн.
***
Через кризис верхнего палеолита, циклы цивилизаций, «осевое» время, Сократа, Заратуштру, возникновение христианства, Китай и его учения….. Назаретян плавно переходит к возможным вариантам будущего человечества.
Если в книге А. Турчина «Война и еще 25 сценариев конца света» подробно исследуются возможные варианты глобальных кризисов, способных уничтожить все живое на Земле, то Назаретян говорит о способах противодействия им, по крайней мере, тем, которые порождены деятельностью людей. Мы подходим к тому времени, когда оружие массового поражения (в первую очередь бактериологическое) под силу создать небольшой группе специалистов, а, следовательно, согласно теории баланса, потребуются сдерживающие факторы совершенно иного уровня. Ни одна современная религия не владеет ими, а значит, мы стоим на пороге зарождения нового мышления.
Прекрасная книга. Рекомендую.

В дополнение материалов книги А.П. Назаретяна в разделе «Истории» выложено описание нескольких психологических экспериментов, исследующих природу человеческой агрессии. Часть 1, Часть 2, Часть 3.

P.S. Книга есть в моей виртуальной библиотеке.