Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2021 г. 15:42

1K

3 Для кого будет актуальна эта книга? Как распознать манипуляторов в своей жизни и противостоять им?

Выскажу непопулярное мнение, но после прочтения разных книг по психологии, работа Никиты Непряхина не открыла для меня каких-то ранее незнакомых истин. Но она помогает смотреть критически на всё происходящее в жизни, начиная с бытовых ситуаций, заканчивая новостями и глобальными проблемами.

Разделяйте ситуации, когда человеку действительно нужна помощь, и ситуации, когда жалость – лишь инструмент, чтобы добиться своего любой ценой. Если люди постоянно прибедняются, постоянно давят на жалость, это их привычная манипулятивная стратегия. Ваша жалость не изменит ситуации. Это чувство только отбивает у манипулятора желание работать над собой, прилагать какие-то усилия и самому что-то делать. Человек, на которого она направлена, просто пользуется вами.

Что зацепило
Автор раскрывает основные типы манипуляций, показывает влияние пропаганды, мнения толпы, рассматривает различные приёмы и тактики, методы выхода из ловушек. Понравились главы про СМИ, рекламу, где изучаются конкретные примеры провоцирующих заголовков, рассчитанных на привлечение внимания и преследование определённой цели.

Чтобы понять природу манипуляции, надо разбираться в ее видах. Существует несколько классификаций манипулятивного поведения. Больше всего мне нравится эта: 1. Прагматическая; 2. Гедонистическая; 3. Встречная.

Исследуется обман на основе статистики, неподтверждённых аргументов, подтасовки гадалок, махинации целителей и экстрасенсов. Даются полезные советы о том, как не попадаться на уловки провокаторов, как отказывать людям, бороться с собственными страхами. Есть много жизненных ситуаций.

В среднем вероятность попасть в авиакатастрофу составляет 1: 10 000 000 вылетов, то есть риск минимален.

Вы будете лучше разбираться в видах манипуляторов и в том, как им противостоять.
Субъективные недостатки
Для меня были и лишние моменты, в каждой главе перед раскрытием темы, есть мини-вступление к теме, которое не несёт какой-то важной информации, есть повторяющиеся фразы, иногда приводятся "кейсы"(как примеры, которые просто даются, но не разбираются). Текст хорошо структурирован, но в нём есть вода. И актуальность каждого раздела может быть оценена в соответствии с интересами, профессией читателя и в целом зависит от того, чего вы ждёте в книге.

Помню, как я стоял в пробке и ко мне подошел жалко выглядевший молодой попрошайка. Он был весь в коростах, и смотреть на него без сожаления было просто невозможно. «Дайте, пожалуйста, на хлебушек, кушать очень хочется. Пожа-а-алуйста…» (Заметьте, «хлебушек», «кушать» – как все жалостливо звучит.) На сиденье рядом у меня лежал в пакете свежий батон хлеба. Я открыл окно и протянул ему буханку: «На, покушай». В ответ мимика актера мгновенно изменилась (слом сценария произошел), и я получил нелицеприятные слова в свой адрес.

По мере чтения постоянно возникало ощущение, что где-то я это уже слышала или видела, будто информация собрана с разных учебников по психологии, интернет-статей, по крайней мере то, что выводится в категорию "это интересно" и идёт курсивом. Очень много примеров экспериментов уже было в книге Пол Клейнман - Психология. Люди, концепции, эксперименты , не исключаю, что видела их и в других книгах из курса психологии. Часть доводов я знала из университетского курса по теории аргументации.
Возможно, из-за того, что мне легко даётся дистанцироваться от неадекватных высказываний, не принимать всё на свой счёт, книга не дала мне каких-то невероятных инсайтов, но это не значит, что в ней нет полезной информации.

Вы никогда не задумывались, почему в рекламе жевательной резинки люди всегда берут две подушечки, хотя любому человеку хватит и одной? Это простой способ изменить поведение потребителя, увеличив потребление продукта. А значит, и увеличив продажи. Ведь это конечная цель.

Итог
Книга идеальная для тех, кто: работает в сфере политики, менеджмента, бизнеса, рекламы, продаж, для тех, кто задействован в больших коллективах и организациях, кому сложно отказывать людям, кто хочет разобраться в себе, выявить манипуляторов в личной жизни. Советую к чтению для расширения собственного кругозора.

Следовательно, абсолютно любую манипуляцию (рассмотренную нами или какую-либо другую) можно нейтрализовать следующими тремя способами:
1. Вскрыть манипуляцию;
2. Вскрыть цель;
3. Сломать сценарий.