Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

29 апреля 2021 г. 07:57

166

3.5

Поэтому воздержитесь, пожалуйста, от писем с жалобами на фактические неточности. Мы находимся в мире выдумки, а в нем нет места для педантизма.

Отношения писателя Марка Твена и склонного к причудам изобретателя Николы Теслы - один из самых приятных примеров дружбы рубежа XIX-XX веков. Первый родился под кометой Галлея, другой - в грозу. Оба были своего рода эксцентриками и гениями в том, чем занимались.
Конечно, комикс с ними в главных ролях интригует. Тем более, что в аннотации обещали альтернативную историю с сюжетом на полновесные 112 страниц.

И начиналось всё действительно интересно.
Завязкой служит реальная история о том, как у дуэта родилась идея обеспечить мир во всем мире. Марк Твен действительно писал о мире по принуждению и в телеграмме Тесле предлагал собрать "великих изобретателей, чтобы изобрести нечто, против чего флоты и армии будут беспомощны, и, таким образом, сделать войну отныне невозможной". Конечно, Твен планировал продать эту "разрушительную силу" за кучу денег, но понятия не имел, каким должно быть само изобретение.
Зато другой творческий дуэт, сценарист Мэтт Фрэкшн и художник Стивен Сэндерс, переосмыслил эти события и придал им куда большую определенность. В "Пяти кулаках науки" Твен и Тесла сумели реализовать свои идеи в форме огромного автомата (робота старой закалки). Предлагая заменить обычных солдат машинами, они надеялись остановить эскалацию гонки вооружений способом, близким к нынешнему паритету ядерного оружия: если у всех крупных держав есть штука, способная уничтожить весь мир, то никто не пойдет до конца.
И всё было бы ничего, не появись здесь в качестве второй сюжетной линии эзотерическое общество капиталистов под управлением Томаса Эдисона и Дж.П. Моргана, которые вместе со злокозненным итальянским инженером Маркони начали готовить что-то зловещее в специально построенной Иннсмутской башне (привет Лавкрафту с его богомерзкими тварями).

Начав читать комикс, я была в восторге.
Фрэкшн отлично передает динамику отношений главных героев и их окружения, щедро рассыпает по страницам отсылки к реальным цитатам и забавно отстраивает открывающую сцену вокруг знаменитой фотографии Твена, участвующего в опыте с током (когда на заднем плане виднеется полуразмытый Тесла). Герои составляют идеальную пару персонажей, где один до неприличия активен, а второй сдержан и наделен странными привычками.

картинка Count_in_Law

Тем временем Сэндерс умело объединяет фокус на лицах, позах и жестах с мрачными цветами, задающими тон сцене. Благодарности, предисловия и прочие сопутствующие материалы в его исполнении имитируют хрупкий желтый пергамент и старинный печатный шрифт 19-го века. Всё вместе навевает ностальгию по тем временам в тщательно рассчитанной дозе. Будь рисунок сложнее, и книга утратила бы свой причудливый игривый тон, а если бы цвета были бледнее и мягче, то во многих сценах потерялось бы ощущение угрозы и обреченности.
Так что арт тут работает отлично, несмотря на недостатки сценария.

А вот со сценарием чем дальше, тем большая беда.
История напрочь забывает об амбициях главных героев, переключая их внимание на стремление остановить эпический ритуал призыва демона, затеянный капиталистами (и от этой сцены неприлично сильно веет самыми первыми "Охотниками за привидениями"). Впоследствии книга так и не возвращается к мотивам мира во всем мире, и остается лишь предполагать, что и это начинание Твена тоже потерпело неудачу, как прочие его прожекты.
Но еще больше раздражают антагонисты. Действия инфернального Дж.П. Моргана и его злодейских соратников впечатляют, но словно не имеют цели. Зачем они вообще развязывают эту чудовищную историю? Почему балуются "адскими частотами"? Никакого объяснения.

картинка Count_in_Law

У "Пяти кулаков" в принципе не получается создать достойную внимания эмоциональную историю.
Юмор и отсылки тут забавны, кое-где наклевываются увлекательные моменты, но в целом кажется, что потенциал сюжета не раскрыт.
Результат чем-то напомнил мне "Лигу выдающихся джентльменов" Мура, которая и сама по себе мне не слишком понравилась, но тут всё еще хуже. Истории не хватает глубины, а репутация исторических личностей сама по себе не восполняет недостающее содержание.
Жаль. Концепция казалась многообещающей.

Люди должны бояться, Берта. Они должны думать, что наступает конец света. Только тогда они пошевелятся, чтобы спасти мир.

Приятного вам шелеста страниц!