Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

18 апреля 2021 г. 17:23

2K

2 Спойлер Феодальный кошмар

Здесь я попробую выразить мнение сразу о двух завершающих цикл книгах, написанных сыном автора оригинальной идеи в соавторстве с более профессиональным писателем - "Охотниках Дюны" и вот этой вот. Обе книги можно воспринимать как одно произведение, поскольку "Охотники Дюны" заканчивается на полуслове и сама по себе без своего продолжения никакой ценности не имеет.
Френк Герберт соизволил принять ислам и не докончил свой цикл, однако money must flow, так что его сынок решил продолжить прибыльное дело и написал несколько книг, основываясь якобы на черновиках своего отца. Насколько это правда, выяснить невозможно. Уже начиная со второй книги, Френк Герберт начал заводить цикл в тупик, выплескивая на бумагу настолько жуткий поток сознания, что с каждой новой книгой читать было все труднее и труднее.
В чем сын превзошел отца, так это в том, что у него хотя бы есть история. Он хотя бы не забывает, о чем пишет. История в итоге вышла простая, проще, чем могло быть у Герберта-старшего, недостатков у нее масса, но хотя бы это можно читать. Однако это не спасает книги от того, чтобы они не стали днищем.
В последней своей книге Френк Герберт наметил, что на рассеянное по всей вселенной человечество идет некий беспощадный Враг. Какие-то непонятные существа в облике бабки и деда плетут никому не понятные интриги.
Брайан Герберт и Кевин Андерсон все пытаются нагнетать интригу, чтобы мы не поняли, кто же этот Враг. Однако уже с первых страниц понятно, что это те самые мыслящие машины, которых в предыстории Вселенной Дюны человечество уничтожило и поклялось самому себе, что будет с помощью спайса развивать свой разум, а не пользоваться искусственным интеллектом.
Человечество же разобщено и не может противостоять флоту роботов. Сопротивление организуют воинственные бабы Бене Гессерит, однако все понимают, что пока человечество пихало в себя спайс, роботы на протяжении тысяч лет неторопливо развивались и технологически превосходят их настолько, насколько современное человечество превосходит первобытных дикарей. Ведь эти тупые людишки на своих искривляющих пространство кораблях, когда нужно разобраться с кем-то в космосе, идут на абордаж, а там... выхватывают ножики и тыкают друг в друга, рассчитывая на финты и реакцию! Хотя авторы не считают такой способ ведения войны плохим. Наоборот, для них это честный бой, во всей красе. Так и должно быть. Но все же против правды не попрешь, роботов больше, и они сильнее.
Что же делать?
И тогда главным героям приходит в голову, что можно возродить героев прошлого! То есть, Пола Атрейдеса, его маму, его сестру, его сына, отца - всех! Почему? Ну они же типа великие люди, кое-кто обладает даже сверхспособностями... Увидев эту семью, роботы уже наложат в свои металлические трусы и сбегут в самые далекие задворки космоса!
Понятное дело, что это самая неуклюжая попытка в истории литературы добавить фансервиса. Ощутив, что персонажи новых поколений обладают индивидуальностью не более, чем рулон туалетной бумаги, авторы решили добавить в свой цикл уже проверенных героев - тех, кто многих людей и заставил полюбить эту серию.
Поэтому запущен проект "гхола", и благодаря роялям в кустах даже есть биологические клетки давно умерших "великих героев". Помимо всей семьи Атрейдесов, было принято принципиальное решение оживить даже Стилгара (!), Зуфира Хавата (!!) и даже... доктора Веллингтона Юйэ!
Доктор Юйэ, напомню, в первой книге всех предал, несмотря на то, что был, что называется, закодирован от предательства. Он почему-то поверил, что в заложниках у врагов его жена, и из любви к ней предал своих господ Атрейдесов. Объяснение было очень слабым, потому что Юйэ должен был понимать, что его жена обречена.
И вот на какой-то хрен люди решают вложить большие средства, кучу спайса и много-много лет ради того, чтобы вырастить по очереди этих самых гхол, в том числе, и воплощений абсолютно бесполезных персонажей! Вот что они рассчитывают получить от Стилгара или Юйэ?! Что они могут сделать роботам?
И вот некий корабль-невидимка "Итака" летает по космосу по рандомным локациям, а на его борту, имея какой-то неисчерпаемый запас ресурсов, главные герои неторопливо выращивают своих религиозных кумиров и исторических деятелей.
Лучше бы они товарища Сталина вырастили!
Дальше гхолы начинают неожиданно сливаться. Сливаться авторами книги!
По пути попадается планета, которая является клоном Арракиса, то есть там есть пустыня и черви. Когда Стилгар и его друг такой же отмороженный фанатик-фримен Лиет Кинес видят песок и червей, у них тут же возникает какое-то невероятное возбуждение, и они просто говорят: "Извините, мы понимаем, что вы нас вырастили, оживили, вернули нам память, кормили, обучали и вложили в нас кучу средств, но мы хотим здесь жить!".
- Конечно-конечно! - отвечают им главные боссы экспедиции Дункан Айдахо и Шиана, - Как мы можем вам отказать!
И они прыгают в песок и идут в пустыню заниматься тем, что они любят - жариться на солнце, ездить на червях, экономить воду и молиться. В жизни не видел более тупорылого слива! И с собой они забирают имеющихся на кораблей бесполезных евреев-нахлебников, которые просто занимали место. Ну, вы поняли, да... Моисей водил евреев по пустыне... Библейские отсылки, как вас было нам мало на протяжении всех книг!
А в это время роботам приходит в голову та же самая идея! Чем же ответить на этот дерзкий ход человечества?! Сделать своих гхол! Но у роботов хватает фантазии и материала только на двух гхол. Они решают возродить барона Владимира Харконнена и еще одного Пола Атрейдеса, только воспитать Пола злым и нехорошим!
Харконнен, как и все гхолы, до десяти лет не может вспомнить свою прошлую жизнь, но уже к этому времени он становится таким же жирным ублюдком, отморозком и извращенцем. Он постоянно мучает животных и людей (физически), а к новому Полу испытывает опасные насильственно-сексуальные желания, которые вроде должны насторожить его создателей. Казалось бы, что может пойти не так? Но... как-то все обходится, Харконнен и злой Пол (Паоло) вырастают и обретают память.
При этом роботы знают, что на корабле-невидимка есть Квизац Хадерах (сверхчеловек по местному лору) и хотят приобрести сразу двух.
А в это время остальная честь человечества пасует перед роботами, однако... по какой-то неведомой причине, где-то за кадром. из обрывков диалогов персонажей становится ясно, что роботы все-таки не имеют такого технологического преимущества, и можно их даже чуть-чуть задержать! Как это произошло? Ну, просто какие-то фракции изобрели какие-то машины, то ли дезинтеграторы, то ли ингибиторы, то ли дефлораторы, то ли овуляторы, не помню, как они называются, и это позволяет оказать хоть какое-то сопротивление. Однако авторы нагнетают, что все, Крализец наступил, сейчас вот еще немного, и...
Наступает самая идиотская и фансервисная кульминация из всех, которые я встречал и в литературе, и в кино. Забудьте 8-й сезон "Игры престолов", забудьте девятый эпизод "Звездных войн" или "Гарри Поттер и проклятое дитя2 - "Песчаные черви Дюны" просто их уделывают в одну калитку по тупорылости и упоротости!
Роботы окружают и берут в плен корабль-невидимку, и все гхолы оказываются в распоряжении врагов человечества. Вместо того, чтобы их просто прикончить, роботы в компании самого главного робота Омниуса (прямолинейного разрушителя) и жизнерадостного робота Эразма решают устроить спектакль, видимо, чтобы развеять скуку.
Между делом барон Харконнен убивает маленькую Алию Атрейдес, насаживая ее на какой-то меч. И все такие "А-а-а, как ты мог, подлец!". Как будто ее нельзя воскресить, и смерть ее имеет какое-то значение. Просто очередной слив очередного гхолы.
Несмотря на то, что им нужны оба Квизац Хадераха, они вдруг (внезапно, из воздуха) понимают, что вдвоем два Пола Атрейдеса не уживутся никак! А значит, одному нужно убить другого, а оставшийся будет им служить. Они устраивают поединок в стиле первой книги, и злой Пол смертельно ранит доброго.
И пока добрый Пол умирает, злой Пол обретает ни с того ни с сего какое-то безграничное мышление и бесконечную память, и это становится слишком тяжело для его разума, и он самоликвидируется.
Автор не смог убить доброго Пола, и, несмотря на то, что из него в самом буквальном смысле вытекла вся кровь, с помощью силы любви и других каких-то сил он всасывает в себя всю кровь и приходит в норму. И тут же осознает, что Квизац Хадерах не он, а Дункан Айдахо, который прожил тысячу жизней и приобрел огромный жизненный опыт.
Сама идея, что именно Дункан тот самый Сверхчеловек, не потому, что его вела к этому генетическая программа, а потому что он стал им благодаря всей своей жизни, весьма неплоха, но лишь в отрыве от всего контекста книги. И, конечно же, вопрос, зачем нужен был проект "Гхола" встает во всей своей красе огромным вопросительным знаком.
Жизнерадостный робот Эразм вдруг открывает в себе новую человеколюбивую мотивацию и способствует полному отключению Омниуса и всех атакующих роботов. А потом предлагает Дункану слиться в одно целое, дабы люди и роботы дальше могли жить в дружбе и согласии. В ответ на логичные вопросы, почему вообще Эразм участвовал в геноциде сотен планет, реализовывал какой-то другой план, робот отвечал что-то невразумительное и переводил разговор на другую тему. Судя по всему, этот робот действовал исключительно по обстоятельствах. Или ему было просто на все насрать.
Тут, казалось бы, в эпилоге нужно описать, как будет дальше жить человечество, с какими проблемами оно столкнется, но авторам это неинтересно. Куда важнее дать знать, что стало с воскрешенными персонажами.
Они полетели на ту самую пустынную планету и приняли аскетичный образ жизни. Здесь мы должны порадоваться, что тираны, предатели. убийцы миллиардов, лжецы, религиозные мошенники, манипуляторы наконец-то обрели свое личное счастье. Леди Джессика возродила своего любимого герцога, Стилгар копался в песке вместе с червями, а между Полом и Чани происходит примерно такой диалог:
- Ты еще любишь меня?
- Да я тебя люблю уже пятнадцать тысяч лет!

Ути-пути, какая милота! А потом их будут возрождать бесконечно, чтобы они продолжали друг друга любить. Одно хорошо - императорский трон им не достанется. Наверно, этих людей и в самом деле надо держать на пустынной планете, как в зоопарке, и не выпускать.

Но это были все смехуечки,а теперь серьезно обо всем цикле.
Скоро грядет очередная экранизация "Дюны". а стало быть, в массовой культуре будет возрождение интереса к этой уже немного забытой вселенной. И в связи с этим хотелось бы понять, а что вообще хотели сказать Герберты всем циклом?
Как я понял, Френк Герберт искренне считает, что в будущем человечество будет нуждаться в сильной руке одного-единственного бога-императора. Человечество, понимаете ли, оно тупое. Тупые люди, недалеко ушедшие от животных. Им мало навязать какой-то тоталитарный режим. Еще для эффективности управления обязательно, по мнению Герберта, нужна религия. Все без исключения должны поклоняться либо одному человеку, либо какому-то ордену, верить в какие-то выдуманные истории, и не разгибать спины, кланяясь этим иллюзорным вещам.
Френк Герберт и его сын в принципе не верят ни в какую демократию, ни на каком уровне. Ключевое решение не только должно быть принято одним человеком, так еще и без всякого коллегиального обсуждения. В этих бабских орденах любое неповиновение карается смертью. Советники Пола Атрейдеса нужны только, чтобы выполнять его приказы и сообщать ему сведения. Как советники, все эти Стилгары-Гурни не нужны вообще даже в роли декорации, потому что у Пола или Лето II в голове есть спайс, который позволяет видеть сквозь время и пространство.
И ладно, если бы этот ублюдский человеконенавистнический феодализм-фашизм был переходной стадией к некоему более передовому общественному строю, но нет! Теперь Богом для всех живых существ становится еще более крутой Сверхчеловек, который будет направлять всех и каждого.
Герберты ярые враги технологий, они искренне считают, что не только искусственный интеллект вреден, но и вообще любые технологии. Нужно вернуться к истокам -к сельскому хозяйству или охоте. Идеал жизни, личное счастье - когда ты со своей женщиной живешь в пещере и охотишься, претерпевая лишения и закаляя себя.
То есть все то, что прогрессивные люди 20 века искренне ненавидели и старались искоренить, а именно:
- феодальные пережитки прошлого, аристократизм;
- неверие в человеческий прогресс;
- предубеждение по отношению к технологиям;
- религиозное мракобесие;
- обоснование фашизма, диктатуры, людоедских принципов
все это в книгах обоих Гербертов возводится в культ!
И вот эту конченую мракобесную хрень собирается экранизировать в темных павильонах с одним-единственным источникам света, призванным скрыть недостаток бюджета и бедность декораций, режиссер Дени Вильнев, чтобы хапать деньги с бедных хомячков!