Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

5 апреля 2021 г. 12:18

1K

2.5 История, реакция на которую - "бара-бир"*

а одном уровне с "Тремя товарищами" Ремарка" - серьезно? дна из самых пронзительных книг о войне" - да ладно? Приблизительно такие отклики на "Сестру печали" я мельком замечала в интернете: сказать, что ожидала фурора - нет, обычно при таких восторгах произведения оказываются посредственными, полного разочарования - тоже, думала, что будет что-то средненькое, как и вышло в итоге. Вот только не приходило мне в голову, что книга, посвященная войне -

…Истинно вам говорю: война — сестра печали, горька вода в колодцах ее. Враг вырастил мощных коней, колесницы его крепки, воины умеют убивать. Города падают перед ним, как шатры перед лицом бури. Говорю вам: кто пил и ел сегодня — завтра падет под стрелами. И зачавший не увидит родившегося, и смеявшийся утром возрыдает к ночи. Вот друг твой падает рядом, но не ты похоронишь его. Вот брат твой упал, кровь его брызжет на ноги твои, но не ты уврачуешь раны его. Говорю вам: война — сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту…

, окажется от нее отделенной, будто Великая Отечественная достойна лишь быть фоном да максимум где упомянуться, так в этих строках. Эта история Шефнера о жизни ребят, бывших детдомовцев, об их особенностях, вызванных несчастным детством, о попытках найти свою любовь. Эта история еще и о Ленинграде, но уж очень узконаправленная - "Я не спеша бродил по Сардельской, по тихой Многособачьей линии, по уютному Кошкину переулку, выходил на проспект Замечательных Недоступных Девушек.": воспринять чувственно, а не мимолетно отметить оригинальность, ничем не задевающую, способен только тот, кто понимает, о каких улицах идет речь, тот, кто живет либо бывал в Питере - для остальных "хоть горшком назови".

Толик, Гошка, Костя и Володя даже в качестве обычных персонажей в мирное время не вызывают особого интереса - с такой печальной предысторией, они могли бы быть ярче личностно, а уж тем более в пору войны, когда между делом сражаются, теряют друзей, а все внимание уделяют выпивке, жратве да ожиданиям встреч с бабенками. Кстати, о бабенках - ох уж эта Леля - ветренная особа, по которой сохнет главное действующее лицо Толик, от чьего имени ведется рассказ, - ну о какой любви они тут размышляют, когда парень всю жизнь искал ту, "которая сказала бы: «Бросься в Неву с Троицкого моста!» — и я бы бросился. Или сказала бы: «Отдай свою стипендию первому встречному!» — и я бы отдал. О такой любви я только в книгах читал, но знал, что она не только в книгах. Просто мне не везет. Может быть, я так и доживу до старости, а такой любви не встречу. А если и встречу необыкновенную девушку, то она меня может отшить в два счета — и будет права. Что во мне такого замечательного, чтобы в меня влюбиться?", а девушка кидается из крайности в крайность, не будучи способной определиться, чего хочет. Да и вообще, что Толя, который зная, что к нему неравнодушна другая девушка, пытается ей поведать с подробностями о своих злоключениях с Лелькой (часто встречаемый мужской уже даже не эгоизм, а полнейший тупизм, не становящийся, однако, от этого менее презрение вызывающим), что Костя, вечно окунающийся в "прозрачную жизнь" (без сделанного, без опыта прошлых дней), т.е. явно пренебрегающий тем, что учатся именно на ошибках, что мимолетно пронесшиеся Вова и Гриша - не цепляют как персонажи, как характеры - таких ребят полным полно, а есть намного лучше - еще больше. До антигероев не дотягивают, звания героев - не достойны.

Может, не стоило приплетать к обыкновенной зарисовке из жизни столь патетичное обращение к войне? Именно в литературном формате - военный опыт писателя как человека не затрагиваю вообще, считаю такое неприкосновенным, - вышло очень посредственно и совсем за душу не беруще...

картинка Sandriya

* "бара-бир" - "все равно".