Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 октября 2012 г. 21:14

73

3

Поставил «Амрите» только три звезды.
Ну, не дается Ёсимото большая форма. Она все-таки мастер короткого метра.
Будь я редактором издательства, безжалостно бы сократил половину романа. Нагромождение немотивированных чудес и, в общем-то, случайных героев к середине уже порядочно утомляет. Но ближе к концу, похоже, у автора все-таки появляются признаки второго дыхания.
А теперь за здравие.
Для меня эксклюзив «Амриты» заключается в просто немыслимом уровне рефлексии. Каждое событие в романе, даже самое незначительное, пропускается через отображение в чувствах главной героини – Сакуми. При этом Банане удалось пройти по очень тонкой грани, отделяющей литературу от морализаторства.
Ведь смысл литературы – в отображении в образы событий и действий героев. Ей противопоказано «прямое» выражение мысли, сразу переправляющее написанное на какую-то другую полку (философскую, нравоучительную….). А когда ты постоянно обдумываешь и реагируешь на любое действие, то моральная оценка неизбежна.
Интересно, как из этого выпутывается автор. Ёсимото вводит «компенсаторную» функцию, каждый раз как бы оценивая Сакуми со стороны и на полную мощь включая самоиронию.
***
Что получаем в итоге. Прекрасная попытка передать видение мира глазами главной героини через поток ее мыслей и ассоциаций. При этом не отягощенный, как в «Улиссе» Джойса, множеством исторических и литературных аллюзий. Ёсимото удается воссоздать в голове читающего мир, который видит Сакуми, полностью погружая в ее переживания.
Но недостатки – продолжение достоинств. Прием, прекрасно работающий в малых формах, на длинной дистанции потребовал постоянного напряжения сюжета. А так как ничего особо героического в романе не происходит, то в результате, как и было сказано выше, получаем переизбыток чудес и выходов за грань реальности.
***
Отрывок, который мне понравился почему-то больше всего.

Если есть возможность попробовать что-то новое – надо обязательно ее использовать. Только не подумай, что я мазохист или что-то такое, но, по-моему, это очень ценный опыт, если у тебя, например, украдут багаж. Да еще и вместе с паспортом. Понимаешь, это заставляет тебя мобилизоваться… Или, скажем, тебе негде ночевать – ты долго и нудно ищешь ночлег и наконец находишь, и когда уже кажется, что проблема решена, выясняется, что в квартире нет воды – ни горячей, ни холодной… И ты едешь объясняться с хозяином, который ни слова не говорит по-японски, да и по-английски тоже как то с большим трудом… Все это воспитывает в тебе характер. Сталкиваясь с трудностями и преодолевая их, ты становишься сильнее. Это так приятно – хоть ненадолго почувствовать, что ты можешь все. Ну или почти все. Как будто внутри тебя прорастают ростки свободы. Внутренней свободы. Ты больше не боишься неудач, не боишься говорить на иностранном языке, ты выходишь в большой мир и учишься отвечать за свои поступки. Ты не впадаешь в панику по пустякам.

Комментарии


Для меня Сакуми очень реальна - ну ударилась головой, ну видит умершую сестру во сне, в жизни поговорить не успели, а вот братец Сакуми - та ещё экстрасенсорика, но и объяснение этому есть - младший в семье, кругом одни женщины, в результате чувствует себя одиноким, несмотря на усилия Сакуми и Рюичиро как-то исправить положение.


а вот братец Сакуми - та ещё экстрасенсорика, но и объяснение этому есть - младший в семье, кругом одни женщины, в результате чувствует себя одиноким,


Получается, что все мальчики, воспитываемые женщинами, должны обладать экстрасенсорикой? :)
Иметь выдуманного Пантуфля, как Анук в "Шоколаде", это еще я допускаю, все-таки, компенсаторная функция от одиночества, но все остальное-то откуда?


Просто Ёшио - очень чувствительный и у него скорее интуиция развита, плюс - раз он слишит голоса - Ёшимото просто не озвучила слово шизофрения.


Да, насчет шизофрении я как-то не подумал. :)