Больше рецензий

goramyshz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2021 г. 02:43

287

5 Ненужный подвиг

Этот рассказ входит в школьную программу. Узнав об этом, я напрягся. Потому что мы, испорченное поколение, дети восьмидесятых, подростки девяностых, слышали о том, что у Геракла и правда был тринадцатый подвиг и этот подвиг не для детских ушей, ибо несет он эротический характер. Сегодня другие времена. Дети не только не знают всех подвигов Геракла, они толком кто такой Геракл не знают. Так, перс из диснеевского мультика. И то, мульт барахло и старье. А вот во времена детства Фазиля Искандера, однозначно, дети больше читали, в том числе и мифы Древней Греции, поэтому были осведомлены и о том, кто такой Геракл, и о его подвигах. Естественно, для того времени выражение «тринадцатый подвиг Геракла» могло означать только чей-то еще поступок, который мог бы сойти за еще один подвиг Геракла. В контексте же этого рассказа само слово «подвиг» из этого выражения должно быть заключено в кавычки, потому что этот подвиг на самом деле привел к неприятностям.
Что за «подвиг» совершил главный герой рассказа предлагаю узнать прочитав этот рассказ. А вот порассуждать о персонаже второго плана, учителе по имени Харлампий Диогенович, мне бы хотелось.
Сначала скажем, что повествование ведется от имени главного героя и вполне может быть, что случай описанный в рассказе произошел с самим автором в детстве. Он почему-то с теплом вспоминает этого самого Харлампия Диогеновича, мол, весь класс его любил. Но мне эта симпатия непонятна. Сами посудите, этот самый Диогенович любил поднять на смех какого-то ученика, опоздавшего, например, на урок, или засмотревшегося в окно. Над несчастным учеником ржал весь класс. Это хорошо для лидера компании, но не сказал бы чтобы это было хорошо для учителя. Психологически все понятно. По очереди обстебанные, ученики принимали в качестве лидера этого, вклинивающегося в их компанию, учителя, которого даже никто не догадался считать сыном жителя бочки, например. Диогеныч в конце каждого урока рассказывал чего-нибудь про Древнюю Грецию. Отсюда и подвиги Геракла всплыли. Есть у рассказа и вывод главного героя, он же мораль, который тоже лучше прочитать, чем услышать или прочитать его пересказ. Мне показался сделанный вывод, хоть и правильным, наверное, но не очевидным.
Когда попадаются учителя со своим подходом, как правило, к самим таким учителям требуется особый подход со стороны учеников. В рассказе всем зашел особый подход Диогеныча, но чаще бывает по-иному, в людях прорастает зараза ощущения себя изгоем. Между прочим, не исключено, что в классе главного героя были-таки свои изгои и весьма вероятно, благодаря особому подходу Диогеныча. Тут вопрос сложный.
Возвращаясь к вопросу о подвиге, надо отметить, что, если у главного героя и были благие намерения, то ни к чему хорошему они не привели. Собираясь совершать подвиг или просто доброе дело, тщательно убедитесь, что спасаемым/выручаемым это действительно нужно.