Больше рецензий

21 марта 2021 г. 16:35

259

5 Путешествие в мастерскую писателя

«Заметки на полях» я начал читать не потому, что хотел узнать интерпретацию. Куда интереснее попасть в мастерскую автора и тихо понаблюдать как он творит свой роман. Не так часто мы имеем возможность подойти к внутреннему миру и мыслям автора.

️Умберто Эко

"Заметки на полях Имя розы"

Умберто Эко начинает с того, что автору не стоит интерпретировать свои книги, тем более когда они являются машиной-генератором интерпретаций. Иногда читатели и критики находят новые идеи и толкования, и книга начинает жить своей жизнью и порождать собственные смыслы.

Конечно. Средневековье

«В какой-то момент я решил, что поскольку средневековья - моя воображаемая повседневность, проще всего поместить действие прямо в средневековье. Как я уже говорил в каких интервью, современность я знаю через экран телевизора, а средневековье - непосредственно »


И еще:

«Средневековье живет во мне. Если не как профессия, то как хобби и как неотступный соблазн. Я вижу его в глубине любого предмета, даже такого, который вроде бы не связан со средними веками - а на самом деле связан. Все связано ».


В создании начинается магия. Первый год образования слов почти нет. В сознании всплывают образы людей и монастыря. Появляются первые этюды, очерки будущих событий. А дальше начинается возведение интеллектуальной конструкции монастыря и создания всех персонажей. И хотя ключевых персоналий не так много, автор создает в своем воображении всех жителей монастыря, где знает каждого из них на лицо. Неожиданно? Дальше больше, Эко создал детальный план монастыря, где запомнил каждую строчку.

О Хорхе Луисе Борхесе

«Созданный нами мир сам указывает, куда должен идти сюжет. Все меня спрашивают, почему мой Хорхе и по виду и по имени вылитый Борхес и почему Борхес у меня такой плохой. А я сам не знаю ».


Далее автору нужно было проникнуть в дух средневековья и передать его на бумагу. Здесь он действительно сделал большую работу как информативную, так и текстуальную. А передает не он сам, а якобы нашел рукопись монаха Адсо. И уже через него он создает структуру средневекового летописца.

Чтение как восхождение на вершину:

«Входить в роман - все равно что участвовать в восхождении. Надо выработать дыхания, наладить шаг. Иначе быстро выдохнешься ».


Далее Эко описывает своего читателя и здесь он порадовал. Современный читатель хочет секса и крови? На тебе латынь и богословие! Если читатель продерется через заросли первые сто страниц, то он уже мой, говорит автор. И действительно читать в начале труднее, а дальше уже идет легче. Эко пишет, что читатель вместе с ним предстоит прожить в средневековье определенное время и привыкнуть к такому течению жизни.


Итоги:

Интерпретаций в этой книге нет. Зато есть много мыслей автора при создании романа. На последних страницах он описывает роман через призму постмодернизма. К русскому изданию входят еще две статьи Елены Костюкович и Юрия Лотмана. Они осмысливают и интерпретируют роман по-своему. Книга понравилась.