Больше рецензий

12 марта 2021 г. 22:35

4K

2 Мучение начинается во время чтения этой книги...

Нелюбовь к Стругацким у меня давно. И надежды на то, что это изменится, нет. Но периодически я встречаю их произведения в разных списках в духе "100 лучших книг" и решаюсь попробовать ещё раз. До "Понедельника" я читала три других произведения, и более-менее сносным показалась повесть "Трудно быть богом", но только на уровне "лучшее из худшего". Живого интереса к Стругацким у меня нет и, вероятно, не возникнет. Мне совершенно непонятно, почему, например, Дмитрий Быков так высоко оценивает их творчество (уж он-то явно искушён в литературе), и я планирую это выяснить, но пока мне это видится примерно как любовь к книгам детства и юности с его стороны. Объективных достоинств в творчестве Стругацких я для себя не могу найти. "Понедельник начинается в субботу" не зря называется также "Сказкой для научных работников младшего возраста": в этом дополнительном названии отражены два направления повести, которые мне особенно не понравилось. Во-первых, это действительно как бы "сказка", в ней отражены основные персонажи русских народных сказок, мифов и легенд разных стран. Довольно пёстрая картина получается, но насколько пёстрая, настолько и бессмысленная. Включение в повествование мифологических героев, на мой взгляд, должно быть очень деликатно обыграно, иначе получается безвкусица и непонятная спекуляция на аллюзивности. Во-вторых, в "Понедельнике" обыгрывается внутренний мир воображаемого НИИ со всеми его исследованиями, научными сотрудниками, бесконечной работой, докладами, конференциями и т.д. Мне эта тема не близка, поскольку я ценю в научной работе вдохновенность и стремление к познанию, а не корпоративность, атмосферу "научного сообщества" и бюрократию. Мне вообще не нравятся сюжеты эдакого "закулисья". Важен результат - научных изысканий, в данном случае, а не то, как у работников НИИ происходят трудоустройство, дежурства, их личные взаимоотношения и т.д. Что-то должно быть хорошего в книге... Но тут ничего нет. Сюжет абсолютно не интересный: три мало связанные между собой повести без определённой структуры. Никакой практической пользы: новых знаний я от неё не получила. Стилистически, мягко говоря, ничего хорошего, а если прямо, то довольно гаденький слог у авторов, начиная с противных имён у персонажей: Наина Горыныч, Выбегалло и т.д., заканчивая повествованием в целом. Сюда в большей степени относится несмешной юмор в стиле "А вот тут надо смеяться", то есть какие-то навязчивые шутки. Возможно, "Понедельник начинается в субботу" может быть интересна как очень злободневное произведение, но я его не понимаю. Всё же я придерживаюсь такой позиции, что по-настоящему талантливые книги написаны "на времена", а такая специфическая сатира вряд ли выдержит испытание временем.

Ветка комментариев


Что ж, мне нравится Ваше определение, но в конечном счёте всё решает, наверное, спонтанное чувство симпатии к автору и его произведению. Не сказала бы, что Галич попадает под наше определение, но тем не менее он мне нравится, хотя он также в чём-то вульгарен и "зубаст")

Стругацкие, надо сказать, достаточно остроумы и не без некоторой философичности, но их философствование постоянно кажется мне каким-то слишком "кухонным", а попытки найти скрытые смысли в их произведениях - напрасной тратой времени. Я даже изначально хотела прочесть "Понедельник" с комментариями, но пришла к выводу, что и без них не много потеряла.
Эффект, который они на меня оказывают, это всегда раздражение, особенно это касается имён и описания персонажей: чтобы сделать их настолько отталкивающими - причём не специально! - надо ещё постараться.
Я недавно читала статью о Стругацких; ну, статья как статья, ничего такого отталкивающего в этих людях нет, но вот произведения их... прям бесят!) И я действительно не понимаю такой сильной любви к ним среди читателей. То есть... единственное, что видится мне вероятным, это что для своего времени они писали что-то очень любопытное и экстраординарное, но а сейчас-то чем вызван интерес? Всё хочу послушать лекцию Быкова об этом.

Эренбурга я пока не читала, но рано или поздно буду. И да, Стругацкие меня раздражают в основном стилистически. Мне кажется, любой вкладываемый в произведение смысл можно очень талантливо обыграть. Тем более, у них вроде бы задумки даже интересные.


У меня при их прочтении сложилось ощущение, что ''Понедельник'' в их творчестве вещь несколько нетипичная. Вроде того, как достаточно профессиональный артист решает поразвлечься, отдохнуть и сделать номерок для капустника. У меня резкого отторжения не вызвал, хотя и самым любимым их произведением не стал.
А собственно фантастические произведения уже намного сложнее - там проявляется и способность к невероятно богатому воображению, и что ещё ценнее - появляются подлинно философские вопросы. Безусловно, на любителя. Мне у них всегда самыми невпечатляющими казались начала и, как Вы верно отметили, какие-то странноватые имена героев... а уж если потом вчитаться, то не оторвать! :)


Судя по Вашему списку прочитанного, Вы довольно много чего прочли у Стругацких. Что Вам больше всего понравилось?
Помимо "Понедельника", Я также читала "Улитка на склоне", "Пикник на обочине" и "Трудно быть богом". Ощущения "вчитаться и не оторвать" ни разу не возникало) "Трудно быть богом" показался более-менее интересным за счёт динамичного сюжета, задумка интересная, но исполнено опять же плохо, как-то слишком наивно что ли.
"Улитка" - необычное произведение, по причине своей необычности чем-то даже понравилось, но без восторга.
"Пикник" - читала в сильнейшем раздражении, одна из худших прочитанных мною книг. Отвратительный язык повествования! И да, конечно, все эти произведения объединяет то, что герои у Стругацких всегда почему-то носят крайне идиотские имена-клички. Для меня это важно, потому что я с детства очень восприимчива к некрасивой речи. И Стругацкие меня своей речью прям "триггерят" :)


Пожалуй, с точки зрения интереса экзотичности придуманного фантастического мира (да, он предельно жесток, но красив в своей необычности, а предельность жестокости возникает ввиду того, что фантастика - это микроскоп современности) очень занятен ''Обитаемый остров''.
С философской точки зрения очень интересно этакое метафизическое путешествие ''Град обреченный''. Я бы его охарактеризовал как литературную импровизацию на тему перевёрнутый день сурка по- советски с огромнейшей степенью важности философии истории, темы размышлений о последствиях сталинской эпохи (впрямую это, безусловно, не проговаривается, но очень отчётливо подразумевается) + темы еврейство и жизнь при советской власти. Предупреждаю: большинство прочитанных книг Стругацких прочитано мною в 2014 году, сейчас темы воспроизвожу по памяти, возможно, при новом прочтении акцентировал бы внимание на каких- нибудь иных аспектах...