Больше рецензий

MarQue

Эксперт

Королева фэнтези и Кока-Колы

12 марта 2021 г. 13:00

896

5 Спойлер

Честно, я долго пыталась собрать свои мысли в кучу. Это была настолько сильная эмоциональная мясорубка, что отходила я достаточно долго. "Ярко Мы Пылаем" настолько вытрясла из меня душу, что я то и дело мысленно возвращалась к ней спустя четыре месяца после прочтения. И теперь я достигла той точки кипения, когда надо уже наконец вылить свои эмоции, иначе ты просто взорвёшься или, что ещё хуже, остынешь. Все мысли и восторги выразить, скорее всего, не получится, но я постараюсь.
Что мне нравится в "Саге и Завоевателе", так это отсутствие черты между добром и злом. По сути, никто из героев не является однозначно положительным или однозначно отрицательным. Они все поступают так, как считают нужным, и даже если я не всегда с ними соглашалась, то могла понять мыслительную логическую цепочку, что привела к тем или иным действиям со стороны персонажей. Это говорит о том, что они хорошо прописаны. Кроме того, герои не статичны и постоянно развиваются, даже Мехмед, точки зрения которого в книге нет.
Лада завоевала трон Валахии, теперь пришло время создать утопию и привести страну в золотой век. Жена Раду, Назира, пропала во время завоевания Константинополя. Сам Раду страдает от ПТСР, вины выжившего и большого количества других психологических проблем. Мехмед, исполнив своё "божественное предназначение", собирается вернуть Ладу, дабы все они (Мехмед, Лада и Раду) были вместе, как и должно было быть.

Лишь три фигуры имели значение. Те же, что имели значение всегда:
Раду
Лада
и Мехмед

Лада: Первые две книги Лада шла к тому, чтобы вернутся в Валахию и править там на правах князя. В конце "Теперь Я Восстаю" она смогла достигнуть своей цели. И если бы это была любая другая подростковая книга, на этом бы дело и кончилось. Лада бы правила верой и правдой и стала бы местным эквивалентом Елизаветы I-ой. Однако, Кирстен Уайт решила поступить иначе. Лада достигла желаемого, но в сердце у неё пусто. Потому что мирное правление — это не для неё, она в первую очередь завоевательница. Эта неудовлетворённость заставляет Ладу рвать на себе волосы от бессилия, потому что технически причин жаловаться нет.

- У тебя есть то, что ты хотела, но ты недовольна. Ты набрасываешся на других и заставляешь окружающих страдать. Не похоже на человека, принявшего своё прошлое и будущее.
Лада зарычала:
- Вы ничего не знаете ни обо мне, ни о моём прошлом!
- Я знаю прошлое твоего брата. И я знаю, что он всё ещё может найти счастье, даже при самых ужасных обстоятельствах, потому что вера даёт ему опору. Что даёт опору тебе?
- Кровь моих врагов.

Лада жаждет крови, стабильное правление её не устраивает. Стоит отметить, что тираном и диктатором её назвать тоже нельзя, потому что Валахия действительно начала процветать. Ей этого мало, она хочет полностью отколоть страну от Османской Империи, не потому что ей действительно хочется политической независимости, а просто с целью позлить Мехмеда. Ужас османских солдат от её выходок (отрава всех родников и колодцев, сжигание полей, насаживание вражеских солдат на пики у ворот пустой столицы) приводит её в неописуемый восторг.

Она - дракон.
Она - князь.
Она - женщина.
И последнее пугало их больше всего.

Что интересно, в этой книге у Лады появился полномасштабный внутренний конфликт. До этого она никогда не стояла перед настолько сложным выбором. Ей приходилось преимущественно выбирать между Валахией и чем-то ещё, чаще всего Мехмедом. Однако, Валахия всегда была превыше всего, ведь она является огромной частью индивидуальности Лады. Это такой кусочек, незначительный на первый взгляд, но она без него себя не смыслит. Лада наивно полагала, что вернувшись на родину сможет наконец осмыслить себя, как нечто полноценное. Но этого не произошло. И теперь она пытается как-то заполнить эту пустоту кровью, вот только её жажду не разделяют соратники. Они-то как раз вполне довольны своей жизнью и устали воевать. Результат данного конфликта довольно плачевен, но закономерен: Лада не желает остановиться, и в конце концов все её бросают. Ей от этого конечно же очень больно, ибо это первый раз, когда Лада действительно осталась одна, но она принимает последствия своих решений. Она принимает, что из-за жажды власти всегда будет использовать других людей, будь то друзья или собственные дети.
Раду: Как и другие книги трилогии, "Ярко Мы Пылаем" полна самокопаний Раду. И это одна из причин, за которые я их обожаю. Он зарылся глубоко в себя, ибо по сути у него никого нет. Назира пропала, а Мехмед... В Мехмеде он успел разочароваться. Он понимает, что эти отношения не равны, что Мехмед никогда ничем не пожертвует ради него. Но Раду не может уйти, потому что идти некуда. И в какой-то мере он всё ещё его любит, как и Ладу. Однако, он наконец-то перестаёт оправдывать их и начинает видеть такими, какие они есть. А люди они довольно жестокие и тщеславные.

Всё это время Раду ошибался. Он чувствовал себя виноватым за то, как его сердце тосковало по другим мужчинам. Но не его любовь была ядовитой и губительной. Его любовь ничего не разрушала, никого не обижала. Лада больше всего на свете любила Валахию, и вот результат. То, что сделали Мехмед и Лада - из-за чего они связали свои сердца с людьми и землей - было намного хуже, чем любые последствия любви Раду.
Это был странный повод для утешения, но он принял его. Назира была права. В его любви не было зла.

Раду чувствует ужасную вину за то, что случилось с Константинополем, несмотря на явное процветание города под началом Мехмеда. Осознавая, что Лада скорее сравняет Валахию с землёй, чем позволит османам снова захватить власть, Раду направляется регулировать ситуацию. Он не привязан к Валахии, не испытывает к ней той любви, что испытывают к родине. Однако, он чувствует ответственность за поступки сестры, да и от Мехмеда вдали тоже побыть хочется. И это первый раз, когда Раду совершает активные действия и сам берёт под контроль свою судьбу. Он не может больше оправдываться пассивностью и бездействием, потому что это стоило слишком многого. Он впервые выбирает себя. Собственно, только его перемену можно считать положительной, а концовку хоть сколько-то счастливой.
Мехмед: Он был так важен для Лады и Раду. Единственный свет в окошке, путеводная звезда и первая любовь для обоих. Что он только не олицетворял для них. В какой-то момент брату и сестре даже стало казаться, что помимо Мехмеда их ничего больше не связывает. Однако, это не так. Потому что, оказывается, было время до Мехмеда, и его отсутствие никак не изменило их отношения ни друг с другом, ни к самим к себе. Без Мехмеда тоскливо, но, то есть тоска по детству. Жизнь в конце концов продолжается.
Вот только сам Мехмед мириться с этим не хочет. Он жаждет вернуть Ладу, даже если придётся применить силу. Раду всё равно не уйдёт, поэтому вскоре Лада сломается, и всё снова будет как раньше. Вот только Лада возвращаться не планирует, да Раду тоже начинает отдаляться. Мехмед хочет быть великим, вот только величие подразумевает одиночество. Лада со скрипом, но приняла это, а Раду величия никогда не хотел. А ещё Мехмед не умеет понимать намёки, и в полном недоумении, почему милая Лада не хочет быть его императрицей, а верный Раду больше не прибегает по первому зову. Как так получилось?
Конец можно описать одним словом: "горько-сладкий". Ни одного из героев нельзя назвать полноценно-счастливым в том понимании, которое в это слова вложили сказки. Все герои получили то, что хотели, но цена была довольно высока. Г-жа Уайт завершила все сюжетные линии так, как нужно. Для меня лично, это не просто конец истории, это конец целой эпохи. "Сага о Завоевателе" - это уникальный опыт, который я ещё долго буду вспоминать. Хотелось бы ещё отметить великолепную начитку аудиокниги от Фионы Хардингем, которая тоже повлияла на впечатления положительным образом.
В качестве завершения хочу привести слова из послесловия автора:

Спасибо за принятие моей странной воображаемой семьи. За то, что доказали, что ни одна идея не является слишком странной, ни одна девочка - слишком кровожадной, ни один мальчик - слишком ранимым для YA читателей.

Лучше и не скажешь, я считаю.

Мои рецензии на: Серия "Сага о Завоевателе" 3/3
1. Моя Душа Темнеет|2. Теперь Я Восстаю