Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

8 марта 2021 г. 10:17

346

5

яркое название у 2 тома: «молчание средневековья». неужели весь этот промежуток времени женщины молчали? кристиана клапиш-зубер говорит, что женщина заговорила в эпоху ренессанса, примерно в 1400 году. но неужели раньше не было ни одной женщины с ярко выраженной индивидуальностью: безусловно, были. например — Христина Пизанская, которую считают родоначальницей современного феминистического движения. в этом можно убедиться из ее произведения «книга о граде женском», где она подчеркивала, что женщина ни в чем не уступает мужчине по своим способностям.

увы, Пизанская скорее исключение, нежели правило, ведь именно мужчины «обладали юридической самостоятельностью и правом публично выражать собственное мнение: женщины таких привилегий были лишены, или же наделялись ими неохотно». именно поэтому историю женщин средневековья изучают по источникам, большая часть из которых написана мужчинами. но не просто мужчинами, а клириками, людьми, облеченными саном. они же и выступали цензорами всех письменных речей: они решали, как следовало относиться к женщине.

женщина представлялась причиной всех проблем. амвросий медиоланский писал: «женщина — причина падения мужчины, а не мужчина — падения женщины». змей,хотя это несколько неверно, в средневековье все же принимался за дьявола, а ева была искусительницей. по мнению тертуллиана, все женщины - потомки евы, той самой женщины, что отвергла закон божий, поэтому наказание евы распространялось на всех представительниц женского пола.

хотелось бы указать на интересный факт. двенадцатый век — век богоматери, культ Девы Марии. казалось бы: отличный повод начать немного уважительнее относиться к женщинам. однако хвала Деве Марии ни в коем разе не распространялась на других. все внимание священнослужителей было зациклен лишь на Ней, точнее, даже на то, оставалась ли она девственницей во время родов? и как протекали роды? раскрывалась ли матка? это очень волновало ученых мужей, таких как климент александрийский, зенон веронский, амвросий и прочие, они "настаивали, что Мария оставалась девственной и после рождения сына, который появился на свет "не раскрыв матку", по словам григория великого". жоффруа вандомский пошел дальше и сказал, что Мария всегда была девой, хотя "шейка ее матки открывалась". да, мужчины "испытывали ни с чем не сравнимое любопытств, изучая внутренности святой Девы".

во многом из-за этого всплеска любопытства непорочности святой Девы женщин стали делить "по достоинству на три порядка: "девицам за их заслуги воздастся стократно, вдовам - шестидесятикратно и женам - тридцатикратно".

эта схема, предложенная иеронимом еще в двенадцатом веке, была принята на ура и стала господствовать вплоть до эпохи фомы аквинского, т.е. до конца тринадцатого века.

галенова аналогия и ее последствия

как мы уже убедились, представления о женщине возникали в коллективном мужском сознании. то же касается не только клириков, но и анатомистов. так, гален и многие другие ученые-мужи были убеждены, что мужской половой орган завершен и совершенен, потому что он находится снаружи, а женщина, полная противоположность мужчине, незавершенна и неполноценна, ведь ее половые органы расположены внутри тела. да и женское тело, на самом деле, никого не интересовали, ведь врачи ориентировались на мужское тело как на образец, поэтому женское тело было так мало исследовано и, как следствие, в средневековой анатомии отсутствовали представления о клиторе.

как мы уже выяснили, влияние церкви было довольно велико. однако, не все вечно. вскоре ее влияние ослабевает. например, в германии были основаны женские монастыри: «самым известным был Таубербишофсхайм, аббатисой которого была Лиоба. она была достаточно великодушна, чтобы в своем монастыре учить молодых девушек».

совершенно иной менталитет царил в исландии. например, там были удивительно свободны сексуальные нравы. было распространено многобрачие, наличие любовниц. даже монахини не были девами: у них были мужья, любовники, дети.

в двенадцатом веке (да-да, в том самом веке культа Богородицы) возрос и интерес к образованию. число молодых людей, жаждущих духовного обогащения, значительно увеличилось. но образование было доступно не всем. даже не многие, как Элоиза, могли получить образование дома. «женщины оставались ограничены традиционными ролями, служа человечеству или богу», в то время как мужчины погружались в изучение мира и все, что в нем было для приключений, опыта и образования. даже священные тексты не были им доступны: библию не переводили, а латыни женщины не знали.

куртуазная любовь

значительный толчок к изменению дала… куртуазная любовь! безусловно, все в ней определяли мужчины. однако игра эта не была платонической. женское тело, бывшее вместилищем чести сначала отца, а потом и мужа, должен был захватить герой-любовник. и все же куртуазная любовь способствовала установлению моральных норм: поначалу рыцарь должен был быть «сдержанным» (особенно в плане инстинктов плоти), клясться забыть себя и служить ей верно.

первоначально задуманная для удовлетворения неженатых рыцарей, куртуазная любовь оказала огромное влияние на всех и вся. так, уже стали считать, что после помолвки дама должна (!) получать знаки внимания (не просто улыбка или подмигивание), дабы жених завоевал ее сердце.

своей славы достигла и международная женская торговля в четырнадцатом и пятнадцатом веках, когда документы показывали увеличение числа купчих во многих областях Европы. женщины продавали ткани, заключали деловые соглашения. в конце тринадцатого века в Париже возник чуть ли не самый развитый центр образования: «21 женщины зарегистрированы как содержательницы элементарных школ для девочек».

прислушайтесь к этим голосам, осмелившимся заговорить. «мало в какие иные времена так много женщин дерзало переступить границы», да и это не было так просто. все женщины напоминали проекцию нимфы Эхо: за многословие она была осуждена немезидой повторять чужие слова. подобно ней, женщины средневековья сталкивались с ненужностью своей речи. и оба, мужчина и женщина, как эхо и нарцисс, обречены на молчаливое одиночество. мужчина, созерцая себя в водной глади, не разговаривает с жаждущей общения женщиной.