Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 сентября 2012 г. 12:36

283

3

"Дед, а почитай мне Успенского!" - "Хорошо, внучек! "Сходства и различия в историческом развитии Запада и Востока..." - "Да нет же, деда, я про Простоквашино хотел!" - "Чёрт тебя дери, негодный! Успенского ему подавай! Вот тебе, фолиантом - да по макушке!"... Впрочем, это я отвлёкся. А книга, которая перед нами, конечно, относится к разряду научной классики. По известным историко-культурным причинам Византия оказалась близка отечественным исследователям, однако долгое время её путь не находил всестороннего освещения в действительно обширном труде. Думаю, это было не в последнюю очередь связано с наследниками Империи турками, занявшими её земли и не заинтересованными в изучении бывшего врага врагом нынешним. Академик же Успенский, живший в Стамбуле-Константинополе до Первой мировой войны, проделал огромную работу по поиску источников и систематизации отрывочных сведений о событиях тысячелетней давности. Итогом его изысканий стал труд-ориентир для всех последующих византинистов. Первый том рассказывает о периоде от основания города Константином Великим в IV веке до свержения кровавого тирана Фоки в 610 году: здесь нашествия варваров, попытка императора Юстиниана возродить Римскую империю, споры о символе веры и преследования еретиков, рост столицы и установление законов. Следующий период охватывает VII-IX века: читателя ждут коварные арабы, могучие славяне, неистовые лангобарды, хитрые болгары, упрямые франки; Империя отбивается на всех границах, но ей и этого мало, и начинается резня внутри собственной страны: иконоборцы против иконопочитателей; в столице кровавых деспотов свергают и ослепляют, на троне - о, ужас! - женщина, патриарх Фотий раскалывает церковь и становится фигурой века, затмевая царя - Смута как она есть! Естественно, все соскучились по стабильности, и почти на 200 лет воцарилась Македонская династия, первым императорам которой посвящён третий том.

Для тех, кто не в теме:
Это совсем не научно-популярная литература. Напротив - серьёзное историческое исследование. Хотел бы я взглянуть на смельчака, взявшегося за 1000-страничный том из любознательности. Автор расставляет для дерзнувшего многие ловушки: титаническое предисловие в духе геополитических воззрений о Востоке-Западе конца XIX века, кирпичный слог, почти начисто лишённый лёгкости, обширные цитаты из источников, написанные архаичным языком, подробный разбор церковных споров эпохи, постоянные отступления для рассказа о судьбах славянства. В общем, человеку без специальной подготовки чтение не рекомендуется. Порой автор словно бы специально не замечает выигрышных мест своего повествования, связанных прежде всего с личными характеристиками тех или иных её персонажей. Нет, он упорно интересуется мертвечиной "исторических процессов", даже не пытаясь расцветить рассказ характерными случаями и живее написать портрет эпохи.

Для тех, кто в теме:
Те же, кто испытывает нездоровое влечение к рассветам и закатам Империй и жирным книгам, найдут кое-что интересное. Как уже было сказано выше, автор справедливо рассматривает византийскую историю в тесном переплетении с религией. Порой религиозные распри становятся даже определяющими для внутренней политики Империи, как например во время иконоборческого периода (726-843). Безусловно, все интересующиеся православием найдут здесь немало важной информации. Не разочарует книга и исследователей раннего прошлого славянских народов: хотя Успенский оговаривает отсутствие надёжных источников, ему удаётся рассмотреть данный этнос в наиболее тёмные века его истории. Указанные выше акценты почти наверняка разочаруют современного любителя истории, обычно не интересующегося ни православием, ни славянством (дурной тон!). Как увлечённому дилетанту мне было интересно прочесть о ранней истории Италии, постепенном ослаблении связей двух Церквей, франко-греческой дипломатии. К сожалению, эти вопросы занимают на страницах книги далеко не первенствующее положение.

Общая оценка:
Классика...от зануды.

Ещё немного занудства

Комментарии


Ох, как же вы правы...Взяла этот милый кирпичик из любознательности. Чтобы совсем не убиться - читаю параллельно с Норвичем. Сначала кратенько про период - у Джона, потом про тот же период у Успенского. Помогает))) И ведь как здорово пишет мерзавец, а?


Вы там осторожнее, а то передозировку византинизма заработаете. С Успенским я знакомство не продолжил, а вот Норвича перечитать иногда тянет.


Норвич для начинающих неплох, особо на фоне Успенского. А последний мне в первую после начала чтения ночь приснился: лекцию читал. "Бу-бу-бу-бу..."))))


Да, вот так оно все и начинается. Сначала во сне привидится, а потом придется билеты в Стамбул покупать.


Уже давно туда тянет..))))