Больше рецензий

2 марта 2021 г. 16:59

385

5 Непревзойденные байки.

Совсем незаметно прошел недавний 90-летний юбилей замечательного режиссера Георгия Данелии – до которого он, увы, не дожил. Но по крайней мере за три своих фильма (в моем понимании это – «Я шагаю по Москве», «Мимино» и «Осенний марафон») создатель достоин памятника. И того, чтобы прочесть его воспоминания.
Мемуары Данелии не ограничились одной книгой. Это – вторая из цикла. По жанру вещь, скорее всего, можно определить, как «собрание баек».
Байки вообще любят рассказывать многие: охотники и рыболовы, полицейские/милиционеры, врачи, журналисты, летчики и другие экстремалы. Но режиссеры в этом жанре – непревзойденные мастера. Во-первых, потому, что они в фильмах своих любят и умеют рассказывать истории. Во-вторых, потому что их жизнь бывает обычно насыщенна, и в процессе съемок, а также подготовки и выпуска кино на экран случается всякое. И, наконец, они встречаются и даже бывают близко знакомы с огромным сонмом интересных людей, от актеров до сильных мира сего. Помню, когда мы с Аней и Александром Борисовичем Стефановичем над сценарием «Авантюристки» работали – а работали мы почти год, проводя бок о бок по три-четыре дня в неделю – он нам каждый день пять-семь (а то и десяток) баек рассказывал, притом никогда не повторялся. Но Стефановичу для того, чтобы издать свои истории, пришлось в соавторы привлекать Эдуарда Тополя. Данелия обошелся без помощника (или они остались теневыми).
Читать Данелию интересно. Байки разные и неравноценные. Иногда они поднимаются до высокой трагикомедии (как история о похоронах директора Яблочкина), иногда просто уморительно смешны, иногда поучительны, иногда забавны (как рассказ о том, как в бюстгальтер партнерши Афони, с которой он танцует "энергичный танец", для увеличения объемов, напихали манки – лямки не выдержали и пришлось их завязывать узлом).
И – да, мемуары Данелии, а он выпустил еще несколько книг – это своего рода памятник и ему, и недавно ушедшим, но все равно баснословно далеким советским временам.
А на странице 69 «Тостуемого…» - рассказ о том, как режиссер в Риме неожиданно познакомился с девушками пониженной социальной ответственности:
«…В гостиной за столом сидели две девушки в халатах, с мокрыми волосами (только что из душа) и пили горячий чай.
– Натали, Клавдия, – представила Аллегра девушек. – А это русские режиссеры.
– Режиссеры, скажите, почему все русские такие жадные? – спросила Натали.
– Почему ты так решила? – удивилась Аллегра. – Совсем наоборот, русские очень щедрые.
– Жадные, жадные. Это все знают, – сказала Клавдия и чихнула.
– Вот видите, значит, мы правду говорим, – сказала Натали.
Девушки поднялись, сказали, что их одежда, наверное, высохла, и вышли из комнаты.
– Вы на них не обижайтесь, – сказала Аллегра. – Они же ничего не знают о России.
(…) В дверь заглянули девушки. На них были высокие сапоги, чулки в сетку и очень короткие юбки, из-под которых выглядывали трусики. А на лицах яркая боевая раскраска.
– Дождь прошел, мы пойдем.
– Я вас подвезу, – сказала Аллегра.
– Не надо, до шоссе два шага, спасибо за все. Чао, русские режиссеры!
И девушки ушли.
– А эти большие дети как здесь оказались? – спросил Валера.
– Я ехала из Рима, а они, бедненькие, мокли на шоссе под дождем…»