Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2021 г. 08:06

358

4

Книга "позднего" Уильяма Голдинга оказалась просто удивительной: все время, пока я ее читала, меня не покидало ощущение изумления и ошеломленности, хотя как будто я могла понять, что там происходит.

Безусловно, роман повествует о внутренней жизни в литературной среде, о писателях, критиках и литературоведах. Было довольно интересно узнать о формировании литературного процесса в лице популярного автора Уилфрида Баркли и окружающих его персон, однако все затмевает история его взаимоотношений с собственным исследователем, профессором Риком. С одной стороны, Баркли, порядочная свинья, которая вытворяет, что пожелает левая нога, плодит бумажки разной степени ценности и не может решить, нужен ли ему биограф или так сойдет. С другой стороны, полоумный исследователь, готовый на копание в помойке, безнравственные и бесчестные поступки, лишь бы заполучить бумажки Баркли и возможность разложить его жизнь, а возможно, и его самого, по полочкам. Бег кролика от охотника нагнетает напряжение в произведении до такой точки, что оно должно во что-то вылиться. На мой взгляд, конец должен быть именно таким однозначным, ведь есть старина Уил со своими живыми недостатками и причудами, а есть Уилфрид Баркли, предмет изучения и преклонения, который просто не может быть живым человеком - только бабочкой на булавке под стеклом.

«Бумажные людишки» представляются мне более зловещим и саркастичным вариантом насмешки над литературой и литературной критикой, чем «Письма Асперна» Генри Джеймса , представляющего ироничный вариант той же проблемы: на что пойдет исследователь, чтобы добиться автографа писателя.