Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2012 г. 15:22

210

5

Антология "A Century of British Mystery and Suspense" ("Столетие британского детектива и саспенса") - настоящий подарок любителям классического детектива. Долгожданный подарок. Ибо наши издательства никак не хотят ничего печатать, кроме набора известных авторов - вроде Кристи, Дойла, Честертона. Да и у них, я заметила, печатают только определенные произведения. Кристи даже полного собрания сочинений не издают (единственное от "Артикул-принт" за столько лет можно и не считать).

Эта книга составлена с любовью к жанру и читателям. Ее приятно держать в руках. Рассказы по своему содержанию и написанию, действительно, разные. На любой вкус. Конечно, не все они равнозначны. Некоторые мне показались слабенькими для подобного издания, даже те, что награждены премией "Эдгар". Но вкусы у всех разные, поэтому приходиться мириться.

Вас ожидают два предисловия. Одно составлено Энн Перри - редактором сборника. В нем с юмором описывается содержание всех включенных в антологию рассказов (при этом ни капли спойлеров!). А другое – это экскурс в прошлое жанра, построенный очень интересно. Обычно предисловия скучные и их пропускают, переходя сразу к сути. Но я советую не делать этого. Прочитайте – это прибавит вам настроения, а может узнаете несколько новых имен для себя. Я давно интересуюсь жанром, поэтому мне были знакомы практически все упомянутые фамилии.

Первым великим сыщиком, появившимся в XX веке, стал "старик в углу" баронессы Эммы Орци, раскрывавший преступления, не вставая с кресла.


Хотя один из известнейших сыщиков той поры, герой детективов Ричарда Остина Фримана, ученый доктор Джон Торндайк впервые появился в романе "Красный отпечаток пальца" (1907) и потом будет фигурировать еще не в одном романе, рассказы о нем всегда ценились больше.


Так же и первый за всю историю детективного жанра слепой сыщик Макс Каррадос впервые предстал на суд читателей в романе Эрнеста Брама "Лондонский разбойник" (1934),


В период до Первой мировой войны вышло несколько ключевых для истории жанра романов. "Последнее дело Трента" (1913) Эдмунда Бентли,


в романе Альфреда Эдварда Вудли Мейсона "Вилла „Роза“" (1910) появляется инспектор французской полиции Ано,


Фриман Виллс Крофтс, мастер описания работы полиции, тоже впервые заявил о себе в 1920 году романом "Бочонок". В том же году Генри Кристофер Бейли, возвращаясь к популярной прежде форме короткого рассказа, опубликовал свой первый сборник "Зовите мистера Форчуна".


Энтони Беркли Кокс как писатель успешно выступал под двумя именами: как Энтони Беркли он создал необычный типаж сыщика – неприятного, грубого, дурно воспитанного Роджера Шерингэма и написал ставший классическим роман "Дело об отравленных шоколадках" (1929);


Марджери Аллингем, чей Альберт Кэмпион менялся и развивался не менее интересно, чем лорд Питер Уимзи.


Глэдис Митчелл, чья Беатрис Брэдли впервые появилась в романе "Быстрая смерть" (1929),


Даже некоторые из менее известных писателей того времени – например, такие как Энтони Уинн, Дж. Дж. Коннингтон и Роберт Альфред Джон Уоллингтон – создали произведения, которые будут интересны и современному читателю, если он сумеет их разыскать.


Да-да, ключевые слова "если он сумеет их разыскать"! Спасибо издательству "Артикул-принт" за то, что подарило праздник для души истинных любителей жанра, издав несколько романов знаменитых авторов того времени. И среди них был и Дж. Дж. Коннингтон. "Загадка с девятью ответами" достойный образец жанра.

Дождемся ли мы когда-нибудь переизданий и новых изданий? АСТ упоминало о нескольких романах Патриции Мойес в рамках серии "Английский детектив. Лучшее", романе Энтони Беркли "Умышленная злоба", но пока что-то тишина.

Единственное, что мне не совсем понравилось в этой антологии – присутствие рассказов Конан Дойла, Честертона и Кристи. Их у нас и так много, а место для других редких авторов заняли.

В остальном сборник замечательный. Перед каждым рассказом дана небольшая справка об авторе.

Вкратце впечатления по рассказам:

Фредерик Форсайт "В Ирландии не водятся змеи"
Понравилось. Но на премию Эдгара По как лучший рассказ, по-моему, не тянет.

Найо Марш "Смерть в эфире"
Интересный рассказ. Напомнил мне "Я приду за тобой, Мэри!" Кристи.

Роберт Барнард "Утреннее телевидение"
Замечательно. Почитала бы с удовольствием еще что-нибудь у Барнарда, но больше ничего не переведено.

Саймон Бретт "Запретная смерть"
Ничего необычного. Схема построения этого рассказа известна каждому любителю детективов.

Майкл Гилберт "Африканские древесные бобры"
Не поняла в чем соль. И сам рассказ не произвел впечатления. Сумбур какой-то.

Антония Фрейзер "Желаю приятно умереть"
Сюжет позаимствован кое у кого, называть не буду. Но кто читал поймет сразу. Мне роман не понравился, а вот этот рассказ очень понравился. Поэтому я спокойно восприняла кражу. И первый раз современная тема меня не раздражала. Еще очень хороши наблюдения насчет штампованных фраз, сказанных бездумно. Удачно все переплетено между собой.

Патриция Мойес "Честный шантажист"
Интересный взгляд на шантажистов. Рассказ понравился. Не понятно только как шантажист может быть честным?

Реджинальд Хилл "Самое страшное преступление в мире"
Из всего рассказа понравились слова про жизнь и самое страшное преступление в мире. В остальном – совсем не поняла, что случилось. Есть версия событий, но не знаю правильная ли. Может, автор имел в виду совсем другое? В раздумьях.

Пелам Гренвил Вудхаус "Дживс и похищенная Венера"
Один из любимых рассказов про Дживса и Вустера. Читала его первый раз в другом переводе, он мне больше нравится. Там есть шутка про пищу, что обращается в пепел во рту. Самый любимый момент.

Дороти Ли Сэйерс "Полицейский и призрак"
Один из лучших рассказов сборника. Люблю эти английские готические мотивы и сюжет интересный. Напоминает рассказ Маргарет Олифант "Окно библиотеки", который мне очень нравится. Надо поближе познакомиться с Дороти Сэйерс.

Алан Александр Милн "Самый обычный шантаж"
Симпатичный рассказик, но ничего выдающегося. И я как читатель предпочитаю, чтобы мне все разжевали. А тут повествование как мазки художника. Самые интересные места пропущены.

Лиза Коуди "Случайная удача"
Необычно, но не цепляет. Нет начала и нет завершенности. Штрих чужой жизни.

Питер Ловси "Оса"
Понравилось, хоть и предсказуемо.

Джиллиан Слово "В поисках Тельмы"
Скукота. Худший рассказ сборника.

Николас Блейк "Этюд в белых тонах"
Написано хорошо, а вот содержание какое-то стандартное и схематичное. Никакой фантазии, все можно точно предугадать.

Джон Диксон Карр "Рыжий парик"
Не сомневалась, что Карру удавались и рассказы. Замечательно.

Патриция Хайсмит "Галстук Вудро Вильсона"
Вот он какой саспенс – теперь буду знать. И к самой Патриции присмотрюсь повнимательнее. Рассказ один из самых ярких в этом сборнике. Его точно не забудешь.

Франсис Файфилд "Нечего терять"
Что это было? Попытка "саспенснуть"? Тогда автору нужно поучиться у Патриции Хайсмит. Преснятина.

Джиллиан Линскотт "Отравленный персик"
Это вполне могла бы написать Агата Кристи. Ее нотки, ее акценты, ее подача. Прекрасно, мне понравилось.

Лорд Дансени "Две бутылки соуса"
В духе Эдгара По – написано хорошо, но неприятное послевкусие.

Питер Робинсон "Две дамы из Розового коттеджа"
Не люблю внедрение реальных личностей и фантазий на тему. Поэтому скорее не понравилось, чем понравилось. И мыльновато немного.

Джонатан Гэш "Глаза короля Оффы"
Отлично! Не отрываясь читала и не знала до последнего момента чем все закончится. Молодец автор.

Марджери Аллингем "Однажды утром его повесят"
Блекло и обычно. Ничего не запомнилось.

Кэтрин Эрд "Охотник вернулся домой"
Недоумение – единственная реакция на этот набросок.

Майкл Ц. Луин "Семейное дело"
Так себе, не увлекает.

Элизабет Феррарс "Правосудие в моих руках"
Понравилось, но остались вопросы. Почти ко всем рассказам из сборника они возникли. Нет цельности и завершенности.

Рут Ренделл "Источник зла"
Хорошо, но это не дает ничего давним любителям детектива, потому как все ходы уже знакомы и разгадка ясна задолго до конца.

Ян Флеминг "Осьминожка"
Не в моем вкусе.

Энн Перри "Герои"
Хороший рассказ.

Комментарии


Спасибо за рецензию! Утащу книгу в хотелки ))


Приятного чтения )


А Вы знаете, что Энн Перри, редактор и составитель сборника, сама очень известная убийца? Так что она знает о чём пишет.

Только я не понял. При том что

сборник замечательный

, а многие рассказы Вам не понравились. Так бывает?


Про Энн Перри не знаю. А где такая информация? Я слышала, что она писательница.

Конечно бывает, что сборник в общем нравится, несмотря на то, что некоторые рассказы в нем не тянут на шедевры. Это ведь не значит, что они плохие. Просто ожидала чего-то запутанного и необычного. Рассказы в сборнике - это хороший уровень мастерства, просто я давний поклонник жанра и уже примерилась к некоторым ходам.


Про Энн Перри - в тырнете (кино "Небесные создания" смотрели? про неё).

Мне сборник понравился, хоть что-то я читал раньше и это не только Кристи, Конан Дойл, Честертон. Рассказы разные, о некоторых авторах я почти ничего не знал. Теперь будет повод что-нибудь у них почитать.


Спасибо за подробную рецензию! читая книгу все время поглядывала в ваши характеристики по каждому рассказу!!