Больше рецензий

Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

14 февраля 2021 г. 20:43

193

4

Для начала - не упустить бы из внимания, что означает "вариация на тему Дидро". Я озаботилась этим моментом уже по прочтении пьесы, но в принципе последовательность не критична. Итак, от чего же танцует Кундера. А вытанцовывает он от пьесы Дени Дидро "Жак-фаталист и его хозяин". Можно было ознакомиться и с самим первоисточником, но я лишь повнимательней просмотрела сюжет этой пьесы в Википедии, после чего поняла, что пьеса Милана Кундеры действительно "с вариациями", поскольку очень много взято у французского писателя... с вариациями. Итак, нас отсылают где-то ко второй половине 18-го века, к довольно-таки фривольным нравам, и наряду с определенной фривольностью мы увидим цинизм, увидим страсть, не всегда, кстати, любовную, увидим комедию, трагифарс и наконец, трагедию. Нет, не наконец, потому что и за ней тоже нарисуется трагикомедия. Кто пожелает, сможет вынести из всех этих столкновений мораль, но мне наиболее запоминаемы были моменты, когда господин не представлял жизни без своего слуги, а слуга тоже заскучал бы без господина. А финал, отсылаемый к самому началу их путешествия, когда они не знают, куда направят они свои стопы? Зато в финальной части они понимают, что
Вперед - это везде... Куда ни посмотрите, везде - только вперед!
И напоследок немного из интервью самого Кундеры:
Я люблю его «Жака фаталиста» так же, как люблю Лоуренса Стерна. Это были величайшие экспериментаторы над формой романа всех времен. И их эксперименты были, так сказать, развлекательными, полными счастья и радости, которые к настоящему времени исчезли из французской литературы, и без которых всё в искусстве теряет свой смысл. Стерн и Дидро понимали роман как великую игру. Они открыли юмор формы романа. Когда я слышу научные споры о том, что роман исчерпал свои возможности, я ощущаю прямо противоположное: в течение своей истории роман потерял множество возможностей. Например, порывы к развитию романа, спрятанные у Стерна и Дидро, не были подхвачены никем из последователей.
ВОПРОС. Какие еще литературные привязанности Вас сформировали?
КУНДЕРА. Прежде всего, французские писатели Рабле и Дидро. Для меня Рабле - основоположник, король французской литературы. А «Жак-фаталист» Дидро привнес этот дух Рабле в XVIII век. Пусть Вас не смущает тот факт, что Дидро был философом. Этот роман не может быть низведен до философского рассуждения. Это – игра иронии. Самый свободный роман из когда-либо написанных. Свобода, превращенная в роман. Я недавно сделал её театральную адаптацию. В Кэмбридже поставила Сьюзен Зонтаг под названием «Жак и его господин».

В рамках игр "Бесконечное приключение", "Школьная вселенная"