Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

26 января 2021 г. 13:33

430

3.5

Еще одна странная книга у Крапивина. И она опять же написана в «циничный» период Крапивина. 90-тые годы прошлого века, бардак в стране, изменение ментальности социума и всего прочего. «Мы были молоды и нам нужные были деньги» — и все дальнейшее, проистекающее из этого утверждения. Человеку, который всю свою жизнь защищал детей, вполне логично быть в ужасе от происходящего вокруг. Когда речь идет о выживании, детям особо внимания не уделяли. Они были сами по себе, пока родители искали пути прокормить семью. Ну а вся детская инфраструктура: секции, клубы, какие-то кружки, столь любимые автором, разваливались на глазах. А ведь еще был разгул жестокости, передающийся и на детскую аудиторию.

И вот у Крапивина появилась книга «Полосатый жираф Алик». Да, это история опять про детей. Их компания объединена локацией, в которой они живут и в общем-то какими-то едиными интересами. Это такой маленький социум, созданный в противовес «Повелителю мух». Вместо раздрая и внутренних дрязг, эти все дети объединяются и помогают друг другу по мере сил. Этот социум — антоним другому миру, из которого они пропали. Да, вот тут и вылазит одна деталь. Все эти дети — мертвы. Такой вот «вотэтоповорот». Все эти герои погибли в реальной жизни и вдруг после смерти оказались где-то. Непонятно, где именно они оказались — просто где-то в космосе. В этом пространстве у них есть сверхспособности. Они могут силой мысли создавать что угодно. Могут переноситься на любые расстояния. Могут творить то, чему бы позавидовал любой Супермен. Не нуждаются в еде и воде, не устают. Но вот только, все это созданное — оно какое-то искусственное, фальшивое. Но есть несколько вещей, которые пришли с ними «из реальной жизни» и вот в них чувствуется «реальность». Одной из таких вещей становится обычная игрушка — тот самый жираф.

На самом деле этот предмет, какой-то большой роли не играет. Он тут скорее, как символ связи с реальной жизнью, которой больше не будет. Или будет? История всей этой книги идет по двум слоям. Первый слой — это такой очень детская история путешествия. Герои строят корабль и отправляются на поиски «Планеты Добрых Собак». Все что происходит в этом путешествии — выполнено именно в такой наивной и детской интерпретации. Еще здесь есть такое «незлое зло» — кто-то сродни практически всегда сердитому соседу, который в хорошем настроении может и поговорить, но отправляется за ними, чтобы помешать в поисках. Кидание кометами, как шишками, выяснение, кто кем будет на этом корабле. Все это выглядит радужно и весело. Пока не задумываешься о втором слое — на самом то деле, в реальности, все эти дети мертвы. Нам описывают то, как они погибли. Кто-то взорвался на мине, кто-то умер в больнице, еще один убегал от охранников и ударился головой. Если об этом подумать, то для их родителей случилось что-то ужасное, страшное и непоправимое. Но это — на втором слое, от которого все эти дети смогли «увернуться». И теперь у них есть возможность вернуться назад.

Правда тут опять автор подкидывает сложный вопрос. Его заигрывания с Кристаллом и Дорогами забрались и сюда. Вопрос на тему: «а в своем ли мире они оказались?». То есть где-то там, в другом мире, какие-то другие родители продолжают их оплакивать и страдать. Наверное, это довольно сложный и трагический вопрос, если о нем задуматься. Но все это скрывается под ликом нарочито детской истории. И меня, если честно, подобная двойственность книги немного напрягает. С одной стороны — детские события. С другой — недетские вопросы. Как будто автор хочет излить свою душу, но при этом, ему не хочется писать в какой-то новой тональности. Вот и создает он привычную ему историю, вкладывая в него всю свою боль и опасения.