Больше рецензий

16 января 2021 г. 21:42

625

5 Рубина отдаёт дань традициям: «Последний кабан из лесов Понтеведра. Испанская сюита»

«Эксмо» всё переиздаёт и переиздаёт молодую Д. Рубину, в том числе в бюджетном варианте, и спасибо ему за это. Вот, вышла и одна из самых «нерубинских» её книг — «Последний кабан...», удивительным образом не пользующийся особой народной любовью. Ну как теперь не перечитать!

Итак, вспомним сюжет.
Итак, рассказчица, коротающая жизнь между написанием прежнего романа и будущей повести, пристраивается на новую работу, случайную и чиновную. По ремеслу своему она никак не может остаться в стороне от драм обретённых сослуживцев и с ходу суёт в них нос. Цель её благородная — и не благодарная: ясно, едва дождавшись развязки, она тотчас же запечатлеет её на бумаге. Она холодна и наблюдательна, но иногда даёт волю воображению и мысленно переносится со всем коллективом куда-то в Ренессанс, где тот пришёлся бы так к месту, и воздух полон ожиданий грозы.
свернуть

Роман (или разросшаяся повесть) совершенно прекрасен. Не будем говорить о замысловатой композиции, только с первого взгляда безыскусной, но в действительности следующей, вполне соответствуя подзаголовку, структуре старой сюиты, и значении в ней лирических отступлений, служащих для ознакомления читателя со всеми тяготами писательского бытия; о вполне рубинском языке и характерных пейзажных зарисовках; о привычном любовном живописании еврейского народа и перебивающих его испанских картинках. Кажется, главная прелесть этой истории (двухчастной: плутовской и любовной) заключена в том, что она совершенно не нуждается в привязке ко времени и к пространству. Замечательная традиционность: изложение большой семейной трагедии, которая могла бы сделаться с любым из читателей, трагедии персонажей, не отличимых от них. Притом сам автор, по-видимому, робеет такой неприличной простоты и оттого-то ужимает потенциальную дивную бесхитростную семейную сагу до пятидесяти страниц (ну, по этой части он ещё наверстает), громоздит вялую мистификацию, притупленную сатиру и натужные (всё по его меркам, конечно) отсылки, без конца винится, тешится и гоняет туда-сюда по сцене своего несчастного буффона. Но это вас не обманет. Перед вами лишь отличная, чудная печальная повесть. Не больше и не меньше.