Больше рецензий

kupreeva74

Эксперт

Любитель Лайвлиба

1 января 2021 г. 20:52

1K

3 Спойлер

Эта книга - очередное доказательство того, что книги - как люди. С одними быстро подружишься и найдёшь общий язык, с другими - как ни старайся, вы не слышите друг друга, будто на разных языках говорите.
Я очень люблю семейные саги, и поэтому с жадностью накинулась на эту книгу. Но чем дальше я продвигалась по извилистым строчкам жизни героев, тем скучнее и проще эти герои становились. На фоне исторических событий преимущественно Парижа начиная с 1815 года увидела череду поколений упомянутой в названии семьи, мельчавшей год от года с каждым следующим её представителем. Исторические события можно было бы описать ярче, подробнее - от этого выиграла бы и книга, и читатель. Четыре поколения семьи описаны стремительно, широкими мазками кисти писателя. Раз - и нет уже оккупации Парижа союзническими войсками. Ещё мазок - и мы видим очередное восстание в Париже. Но на первом плане, разумеется, герои книги, и поэтому фон происходящих событий размыт. Примечательно, что роман начинается с семейного склепа. Флоран и Лидия, молодая семья с двумя дочками, построили... символ смерти семьи. Вроде, ничего не должно настораживать. Это лишь доказывает, что будущие герои не из бедной семьи. А в недалёком будущем - два сына, Фердинанд и Луи. Пока отец семейства хоронит супругу и рассуждает о том, какие же разные по характеру его близняшки-сыновья, это ещё читаемо. Пока Рамело отверженно и беззаветно верно служит этому семейству - писателю слабо, но веришь.
А дальше события разворачиваются, как в сериале "Богатые тоже плачут". Дойдя до третьего поколения семейства, а именно детей Фердинанда и Теодорины, повествование скатывается до уровня "кто от кого родился". Понятно, всё это жизненные моменты, но чувство, что в обёртку от семейной саги мне завернули простую мыльную оперу - не пропадает.
После половины романа чтение пошло крайне медленно, с непрекращающимся наблюдением, а сколько страниц до конца осталось. Эту книгу сравнивают с "Сагой о Форсайтах", с "Будденброками". Я сейчас понимаю, почему эти романы проглатывались, забирая себе в жертву часы для сна и отдыха. В отличие от этой книги, там что ни герой - то характер. Тут симпатизировать можно разве что Лидии, но с ней очень скоро придётся попрощаться. В образ Рамело, преданной семье, как после выясняется, не совсем бескорыстно, я не верю. Сыновья и дочери семьи - благодатная почва для пороков, но этого не видит отец семейства. Он гордится своими сыновьями, профессии которых, нотариус и биржевой маклер, остались на плаву после стольких исторических потрясений.
С книгой я не подружилась, продолжения буду избегать всеми доступными способами. Возможно, для вас, как для более обстоятельного читателя, это произведение заиграет всеми красками радуги. Для меня эта книга показалась шаблонной.