Больше рецензий

YuBo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июля 2012 г. 12:24

191

5

      «...Золото - прекраснейший из металлов. Что происходит с драгоценными камнями, за которыми едут на край света? Их продают и превращают в конце концов в золото. С помощью золота можно не только делать все что угодно в этом мире, с его помощью можно извлечь души из чистилища и населить ими рай...»
      Христофор Колумб. Письмо королю Фердинанду.

      «Металл он и есть металл. Но {этот} - глупый металл. Из железа паровоз, или трактор, или башню какую. Из алюминия самолет, из меди провод. А из {этого} сплошная судимость».
      Безвестный шурфовщик.



      Это два отрывка из «Всестороннего описания предмета», которым начинается роман «Территория» Олега Куваева - писателя, столь редко вспоминаемого в последнее время. Его произведения, наполненные романтикой и героизмом трудовых будней, не вписываются в реалии нашего времени – времени, превратившего слово «мерчандайзинг» в более понятное, чем слово «романтика».
      Какие мысли возникнут у современного человека, наткнувшегося на старенькую книгу из серии «Тебе в дорогу, романтик»? Неужели он решит, что это специальная книга для чтения в самолете по пути на отдых, где «All inclusive»?
      В самом деле, если от понятия «романтика» вычесть то, что связано с «романтическими отношениями», типа «романтический ужин при свечах», то что останется от понятия «романтика» в современном мире? - Пшик! Ну, разве что – потешный Джек Воробей...
      А ведь совсем недавно (или это давным-давно?) было с чем ассоциировать романтику. Всего 60 лет назад поиски золота в низовьях Колымы были не менее авантюрными, чем приключения героев Джека Лондона на Юконе еще на 60 лет раньше, да и выпускник Московского геолого-разведочного Сергей Баклаков, попавший по распределению в никому не ведомый «Северстрой» (где белые пятна на карте и неограниченные возможности для карьеры, работы и прочего), мог бы дать сто очков вперед Смоку Беллью.
      В 1974 г. журнал «Наш современник» публикует «Территорию» и знаменитый романтик Клондайка – отдыхает!

      Романтизм— явление европейской культуры, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс… Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. (из Википедии)


      Поверьте мне, вот уж сильных-то, бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы - на Территории предостаточно. Слабых там просто не было и не могло быть – не выживали. Населяли Территорию такие, как Малыш:

      Именно ровная вежливость, а не умение разнимать драки двумя движениями пальцев, создали Малышу авторитет среди вольных людей, не боявшихся ни финки, ни лома, ни расправы многих с одним.


      А откуда там другому-то населению взяться, если (географическое) место и время действия почти те же, что в «Колымских рассказах» Шаламова.
      Основное место в романе отведено действию, описанию, размышлению, а диалогов не много, они достаточно просты и естественны:

      - Вы Баклаков?
      - Да.
      - Садитесь, - Чинков в упор разглядывал Баклакова, скинувшего рюкзак. Лицо у Баклакова было некрасивое, нос уточкой, лицо деревенского простяги-парня.
      - Устали?
      - Нормально, - с недоумением сказал Баклаков. Вопрос по экспедиционной этике был неприличным. Как всегда после комариного дня, его слегка лихорадило. Он хотел чая, хотел спать и сильно робел.
      - Что бы вы думали об одиночном маршруте дней на пятнадцать - двадцать?
      - Можно сделать, - сказал Баклаков и снова не удержался. - Нормально.
      - Нормально его выполнить невозможно. Маршрут по гранитным массивам, с большим количеством образцов для анализа. К реке Ватап, через нее и далее в Кетунгское нагорье. Пятьсот - шестьсот километров. Ориентировочно.
      - Сделаю, - сказал Баклаков.
      - Вы действительно уверены в себе?
      - Уверен в себе. Нормально.


      {Невольно вспоминается отважный капитан (актер - Машков) из фильма «Охота на пиранью» с его присказкой: «Это - нормально!»}
      Надо читать роман, чтобы проникнуться атмосферой пятидесятых, чтобы понять и оценить логику Чинкова (Будды) - главного инженера управления, который в нарушение всех инструкций по технике безопасности посылает молодого специалиста в одиночку в невыполнимый (даже «ненормально») маршрут.
      А уж «атмосферности» роману не занимать! В нем всё – настоящее и искреннее, как впрочем, во всех произведениях «предпоследнего романтика» Олега Куваева!

Комментарии


Ну что ж, пока добавлю в список возможного прочтения, а потом посмотрим. Люблю книги про Север) Правда это всё пошло от Кервуда, который наверняка куда больший романтик, чем Куваев)


      Трудно сравнивать степень романтизма писателей, годы жизни которых отличаются на полвека...
      Конечно, Кервуд, как и Майн Рид, Фенимор Купер - классики жанра. Но жили-то они когда? Тогда и мир был другой. Действительно существовали понятия "Бродяги Севера", "Романтика дальних странствий" и т.п. "Ввязаться в авантюру" обозначало вовсе покупку на всю зарплату акций МММ. "Не бояться риска" обозначало не "на крыше лифта кататься", а отправляться туда, где можно столкнуться с совершено непредвиденными обстоятельствами.
      А Куваев это почти что наш современник. Если бы не умер в сорок лет, то мог бы еще жить в подмосковном Королеве-Болшеве...
      Я прочитал почти все его произведения - бОльшего романтика за последние полвека не было. Романтика - во всех его произведениях.
      Советую прочитать биографию Куваева на Википедии, чтобы узнать, что это был за человек.
      И книги - читайте книги Куваева: "Территория", "Тройной полярный сюжет", "Дом для бродяг", "К вам и сразу обратно", и рассказы.


И ещё "Дневник прибрежного плавания"


Спасибо Вам, YuBo , за интересную рецензию! И за хорошо оформленный профиль автора .