Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 декабря 2020 г. 18:28

2K

4 Иной детектив

Иной издатель, заваливая прилавки барахлом, стремится убедить нас «других писателей у меня для вас нет», «это не пишут плохо, это манера такая, и другой не будет».

Но иногда в руки попадет такая книга, по которой становится ясно - есть и манера другая, и писатели. Вся пропаганда трендов трещит по швам, потому что подтверждается старая истина, что в литературе (жанровая не исключение), есть те, что могут, и те, что нет.

Харлан Кобен из числа других, из тех, кто может. Открыв любой его роман, почти сразу понимаешь, что взял в руки книгу, а не наспех слепленную шнягу. Его романы могут нравится, могут нет. Дело вкуса. Они не идеальны. Но это книги. Это романы, которые по праву числятся в категории «детектив/триллер».

По нашим временам уже достижение.

Кобен – один из немногих в современном криминальном жанре, о ком можно сказать – у него есть стиль. Простой, емкий, сдержанный, ровно такой, какой должен быть в современном детективном романе. Сюжет почти всегда развивается динамично. С самого начала тебе дают понять, что тут не собираются переливать из пустого в порожнее.

Конечно, Кобен – попсовик, и гонится за длинным долларом. Но модные темы для него что-то вроде дополнительных условий, новый вкус и аромат, с помощью которых можно уловить новых читателей.

«Убегай!» (не самое лучшее заглавие, если говорить о русском переводе) – качественная спекуляция на тему семьи (семейных тайн) и сект.

Спекуляция не потому что все это плохо написано и подано, а потому что все это тематика ходовая и коммерческая. Кобен, как и любой опытный автор – отличный манипулятор, а потому мастерски перемежает следующие друг за другом убийства темой семейного тепла и близости. Мы – люди черствые, и нас таким просто так не проймешь. А вот американцев наверняка бьет наповал.

Была у Саймона, большого специалиста по финансам, и его супруги Ингрид лапочка-дочка Пейдж. Но случилась беда - ни с того, ни с сего превратилась она в наркоманку (тема тоже благодатная, социально-ответственная и волнующая для американцев) и бродяжку, связалась с плохим парнем.

Кобен уже в самом начале романа несколько раз обманет ожидания читателя. И это признак класса – тот случай, когда обманываться рад. Ждешь: сейчас автор свалится в пошлятину, а он побежал себе дальше.

Сперва кажется, что роман покатиться по стопам Росса Макдональда, и мы будем нудно бродить в поисках Пейдж. Искать следы, иголку в стоге сена. Нет.

Затем Кобен берет читателя на испуг – неужели большую часть романа мы будем читать про очередной скандал в сетях, и про то, как долго и тягостно приходится из него выпутываться? Тоже нет.

Нас ожидает история двух убийц, колесящих с какой-то неведомой целью по Америке и расправляющихся с одним молодым человеком за другим.

«Как эти убийства связаны с Пейдж и ее парнем?»

Вопрос классический для детектива.

Но еще интереснее интереснее наблюдать за тем, как Кобену удастся увязать столь далеко отстоящие друг от друга линии в единое целое.

Сразу скажу, сделает он это не идеально. Первая часть романа у Кобена традиционно лучше второй, завязка и развитие явно доминируют над развязкой и финалом. Но даже этот недостаток не способен испортить общее положительное впечатление: я читал и было интересно, у автора не все получилось, но он искренне старался развлечь меня.

Источник