Больше рецензий

bookfriendlyc

Эксперт

Спасибо вам за прочтение!

29 ноября 2020 г. 23:03

2K

4.5 Тогда не будешь ты скорбеть, Утратив Рай, но обретешь иной, Внутри себя, стократ блаженный Рай

Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на памятник искусства? Я хочу проникнуть в него, ощутить вихри прошлого, понять, что происходило в голове у того великого деятеля, написавшего столь же величественный образ. Про картины Караваджо и Рубенса, музыку Монтеверди и Кавалли можно сказать только, что их можно лишь ощутить, погрузиться в них. Я не зря привел в пример именно этих композиторов и живописцев, так как они принадлежат тому же, что и Мильтон, XVII веку.

Что сделал Мильтон? Он переложил текст Священного писания на поэтическую основу. Подобрав правильный ракурс, он получил на выходе нехилый эпик о противостоянии ангелов света и демонов тьмы. Начиная с Книги Бытия и заканчивая изгнанием первых людей из Рая. Поэма отличается от того, что сделал, например, Данте. Мильтон не мог отступиться от Писания. Поэтому некоторые главы практически полностью цитируют Библию.

В то же время там, там, где возможно, Мильтон создавал шикарнейшие образы. Например, Смерти, Греха, Сатаны, который признан чуть ли ни самым обаятельным литературным злодеем.

Вот, например, что говорит Сатана о проигранной битве:

Ещё во мне решимость не иссякла
В сознанье попранного моего
Достоинства, и гордый гнев кипит,
Велевший мне поднять на битву с Ним
Мятежных Духов буйные полки,
Тех, что Его презрели произвол,
Вождём избрав меня. Мы безуспешно
Его Престол пытались пошатнуть
И проиграли бой. Что из того?
Не все погибло: сохранён запал.

Наконец, портреты архангелов - Михаила, Рафаила, Уриила просто шедевральны. Чаяния Адама, душа Евы предстает перед нами максимально открытыми. Невозможно не сопереживать. И самое главное - автор оставляет читателя с надеждой, нет - с верой, что всё-всё возможно изменить. Ничего не потеряно. Все вернется, и луч надежды уже кидает свой пока ещё тусклый отблеск на наступившую тьму.

Обычно принято говорить о том, что к моменту издания "Потерянного Рая" Мильтон был слепым и одиноким, и в поэме читается тоска по ушедшим дням и по родным. Может быть, и так. Но только вот нужно помнить, что Мильтон - пуританин, жалость к себе вряд ли могла послужить столь мощной движущей силой, чтобы создать грандиозное произведение. А вот переплетение религии и политики, столь свойственные для пуритан XVII века, - вполне.

Книга была издана в 1667 году, спустя семь лет с начала реставрации монархии в Англии. Вторая книга называлась "Возвращенный Рай" и была напечатана в 1671 г. В свойственной для той эпохи пуританской манере Мильтон возвещает об утраченной свободе и надежде на новую свободу. Напомню, что Мильтон был индепендентом, лидером которых был сам Оливер Кромвель. Во время гражданской войны Джон Мильтон написал несколько антироялистских и "антицензорских" памфлетов. Можно уверенно сказать, что Мильтон стоял у истоков свободы слова. В поэме звучат явно политические мотивы:

Явился бережливый муравей
Заботливый; хоть мал его объём,
Но сердце в муравье заключено
Великое. Он множество племён
В единую семью совокупил
И равенства правдивого пример
Со временем, быть может, вам подаст

"Потерянный Рай" Мильтона - это произведение искусства. Нужно погрузиться в него, почувствовать и лишь после - осмыслить. Позвольте поэме войти в вашу душу, беседуйте с автором, наслаждайтесь.