Больше рецензий

21 ноября 2020 г. 16:38

988

3 И у великих бывают провалы

От мэтра ожидал какую-то грандиозную историю об уточненной афере: на уровне «продажи» Эйфелевой башни или облигаций Панамского канала. Да не одну, а множество, ведь авантюрист Круль взялся рассказать нам о всей своей жизни. Сразу скажу – ничуть, вся «авантюра» довольно тривиальна, да и состоялась она не в результате тщательно спланированного Крулем плана, а по стечению обстоятельств. Это первое разочарование, которое постигло где-то на экваторе чтения.
Второй очевидный минус – удивление от образа, который Томас Манн (безусловно, великий) придумал для своего героя. Не знаю, глубоко не копал, но м.б. стареющий Манн вложил в Круля все то, о чем он думал когда то в далеком мальчишестве-юношестве? Какие то супер-качества, о которых мечтают безусые «нецелованные» мальчики, видящие себя в грезах блистательными донжуанами-бонвиванами? Герой романа – красавец писаный, при одном появлении которого у женщин трещат лифы. Он - физически развитый юноша с фигурой Аполлона (при этом не только абсолютно далекий от физкультуры и спорта, но и половину детства прокосивший под больного). Он знает 4 языка, причем ни один из них не изучая (поясняет просто – прислушаюсь к незнакомому языку, найду какие то закономерности – и начинаю говорить). О как. Когда ему нужно – он за несколько минут/часов может стать художником или теннисистом. Им восторгаются короли и кронпринцы. Красавчик, икона стиля, душа высшего света – так автор позиционирует юнца, не окончившего даже среднюю школу. И чтец, и жнец, и на дуде игрец, причем абсолютно не прикладывая усилий. В общем, как грузин из советского анекдота, который «Разрешите представиться: мастер спорта майор Чингачгук» ))
Ну и, помимо этой «картонности», главный герой по мере повествования все более вызывает отвращение. Не потому, что провернул аферу и обманул людей (ее, как я уже писал, не жите), а тупо потому, что он оказывается тривиальным жиголо, хотя сам это отрицает.
Ну и в целом по роману. Если начинается все интересно, детство-отрочество-юность, но чем дальше в лес, тем крепче спать. Вторая половина произведения – это в большей части словоблудие из уст героя. Напыщенные размышления о жизни, о любви, и даже об эволюции видов.
В общем, я выдохнул, когда дочитал этот роман. Знаю что он не окончен, но учитывая наметившуюся сюжетную линию и стиль «авантюр» главного героя, вряд ли нас ждало что-либо интересное в дальнейшем.