Больше рецензий

19 ноября 2020 г. 12:18

799

3 Persistence of Old Regime

Есть такие романы и фильмы, которые представляют собой хорошо проработанные фоны. Четко очерченные персонажи, отличные декорации, детализированная машинерия мироустройства - вот только сюжета нет. То есть вроде бы какое-то действие есть, герои взаимодействуют, движение вперед наличествует. Но на самом деле вся эта движуха - фон и побочные события, у них отсутствует стержень и самодостаточность. Сравните "Трансатлантический тоннель" и Машину различий и сразу станет заметно, где книга - развернутая история, а где - просто разрисованный задник.

Любовная линия здесь - ровно для галочки (она его за муки полюбила, а он ее - за состраданье к ним), авантюрная написана человеком, явно авантюрные романы презирающим (и поэтому откровенно использующего самые замшелые штампы), подводные сцены как будто неуместный оммаж Жюлю Верну,
в целом же похоже на то, как если б пьесу Гете ставили силами провинциального рабочего клуба. В книге есть только тот самый туннель, который все время строят с превозмоганием, борьбой с саботажниками и вредителями, гибелью "хороших парней", социалистическим соревнованием, торжественной смычкой и противостоянием инженеров старой и новой формаций. Сейчас вот перечитал и подумал - ну натурально же Цемент . Только викторианский.

Викторианство здесь везде и если обычно это в плюс, то в данной книге это грандиозный минус, потому как здесь оно давно сдохло и все пропитано вонью его разложившегося трупа, которую автор и герои старательно делают вид, что не замечают - может, принюхались, не знаю. Абсолютно отовсюду несет этим духом, так что совершенно не удивительны реплики вроде "Вы же такой уважаемый человек, как вы пошли на столь преступные деяния?!"

Вся книга, империя, да и мир пронафталиненные - во Франции король, скажем, а Германия не объединилась. Все дело, как выясняется, в том, что янки проиграли войну за независимость и это каким-то неясным для меня образом повлияло на многие события в Европе. (То есть отсчет вообще-то идет от поражения Реконкисты, но про арабов и мусульман в книге почти ничего нет, так что битва при Толосе вроде как есть, а на самом деле только кажется.) Все как-то страшно законсервировалось на уровне начала двадцатого века - трудовые отношения, межгендерные, воззрения на монархию.

Гарри Гаррисон демонстрирует поразительный разброс в технологиях - наравне с атомными поездами, лазерными резаками, планирующими вертолетами и серьезной компьютеризацией отсутствует переработка нефти и по-видимому, пенициллин, а радио при этом "экспериментальная технология". С чего вдруг такой рывок в науке, непонятно, учитывая очевидный застой в социальной и культурной жизни империи.

Как альтернативная история это настолько неубедительно, насколько вообще возможно, художественная часть хромает на обе ноги, про техническую молчу, потому как не разбираюсь (хотя осмысленность и выгодность заглавного сооружения стремится, как мне кажется, к отрицательной величине) и в целом производит впечатление чего-то очень плохо продуманного и поспешно написанного, хотя и с серьезным потенциалом.

Комментарии


Так во-первых, действительно оммаж Верну, а во-вторых, Гаррисон не скрывал, что много писал за деньги, чтобы кушать (вся серия про Стальную Крысу и Язона Дин Альта была такой). Видимо, один из таких заказов.


Я про такое не знал, так что поверю на слово.