Больше рецензий

11 ноября 2020 г. 18:17

542

4 герои Троянской войны глазами своих рабынь и пленниц

Молчание девчат, или «Илиада» глазами феминизма. Я бы так озаглавил научную работу, если бы писал её по этой книге:
Пэт Баркер, «БЕЗМОЛВИЕ ДЕВУШЕК», Первая Редакция Эксмо, 2020
Древнегреческий эпос о Троянской войне глазами женщин, которые были захвачены греками в плен. Психологически откровенно, тонко, детально, история без прикрас — жестоко и по возможности правдиво.

«Женщине подобает безмолвие...»


картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Букеровская лауреатка, английская писательница Пэт Баркер захватывает с первых страниц этой драматической истории, рассказанной от лица Брисеиды. Ещё девочкой выдана замуж, а девушкой попадает в мясорубку Троянской войны: Ахилл со своим войском захватывает Лирнесс, муж и три брата Брисеиды погибают, а она становится наложницей Ахилла, его личным трофеем...

Беспощадно и подчас до тошноты детализированно Баркер проводит нас по лагерю греков, показывает жизнь воинов и их предводителей, словно погружая в древнегреческий сериал о девятилетнем противостоянии троянцев и пришедших отомстить за украденную Елену ахейских войск. Женщина может быть только рабыней и больше никем. Гомеровское сказание о "любимой наложнице" Ахилла Брисеиде распадается на тысячи осколков отчаяния, боли и каждодневных сексуальных и бытовых "услуг", которые каждая женщина выполняла в плену.

Стоит упомянуть, что текст подробнейшим образом отражает не только героиню (а также сонм служанок, потерявших своё достоинство и былой статус), но и двух центральных героев — Ахилла и Патрокла. Мы начинаем понимать психологическую травму Ахилла, которого семилетним мальчиком бросает мать, морская богиня Фетида. Его одиночество, неумение проявлять эмоции, любить и радоваться соитию... Патрокл, который совершил нечаянное убийство друга, нашёл единственного друга в Ахилле, стал его тенью, возлюбленным, но придёт тот день, когда он захочет доказать свою мужественность и значимость всем. Новый взгляд на давнюю историю пытается интерпретировать отношения Брисеиды с Ахиллом, показать её метания от желания сбежать до стремления найти новый дом. Невозможно полюбить человека, который убил твоих самых близких и родных... И Ахилл, и Брисеида любят Патрокла, вот здесь словно нахидится ниточка для некой взаимности. И когда убит Патрокл, а смерть его отомщена убийством Гектора, когда царь Трои в ветхой одежде крадётся в дом Ахилла, чтобы выпросить изуродованное тело сына, Брисеида стоит на грани решения — каким-то образом убежать с царём, один из сыновей которого женат на сестре Брисеиды, или всё же остаться, ведь Троя неминуемо падёт и ей опять придётся всё потерять...

Если в книге Миллер «Песнь Ахилла» история отражена поэтически, красивым метафорическим языком, то в книге Пэт Баркет предстёт вся неприглядная поднаготная жизни женщин в лагере ахейцев, мерзкие подробности появляются в эпизодах о массовой болезни, напущенной Аполлоном из-за упёртого Агамемнона (нашествие больных крыс, гниющая плоть, умирающие воины...), неприятные описания сексуального насилия.., детали воинских сражений с неминуемыми вывернутыми кишками, обрубками частей тел.., захват Трои с убитым мужским населением, в том числе разбитыми о камни младенцами...

История войны обретает здесь свой женский голос, и куда-то на второй-третий план уходят романтизация военного похода ахейцев на Трою, героизация Ахилла и Гектора, Патрокла и Аякса.., любовь, товарищество, вера, ценность человека... Это не значит, что в книге этого всего нет, просто ужасы войны и того, что происходит с героинями здесь, затмевает всё остальное. В то же время, на первый план выходят не баталии и не боги, не победы и поражения, а люди, мужчины и женщины — с их личными травмами и проблемами, с вопрошанием к судьбе и негаснущей надежой на призрачное счастье.

Замечательно, что современные авторы вновь и вновь обращают свой взор к вечным историям древности, помогая нам сегодня взглянуть на давно описанные события с разных сторон. Это ценно, тем более когда сделано так художественно и с очень личным авторским взглядом.
Хорошая книга, которую смею рекомендовать с уже изданными на русском книгами Мадлен Миллер.

«Было бы проще во многих отношениях убедить себя, что мы едины во всём этом, зажатые на узкой полосе между песчаными дюнами и морем. Просто, но неправильно. Они мужчины и свободны. я — женщина и подневольна. И никакая сентиментальная болтовня о единении в этом плену не скрыла бы пропасти между нами»