Больше рецензий

8 ноября 2020 г. 20:03

614

3.5 Ku pokrzepieniu serc

Несколько размышлений по поводу духа народа и литературы.

1.

⠀⠀⠀Каждому народу нужна своя "Илиада". В конце концов, именно великий эпос оказывается одной из основных составляющих Volksgeist, без которого в свою очередь, нравится это нам или нет, сложно представить себе народ как нечто единое и сплоченное.
⠀⠀⠀"Илиада" нужна еще и для того, чтобы вписать культурное наследие отдельно взятой страны в контекст той первоначальной классики, на которой строится европейская культура (да, приходится говорить именно о Европе, в контексте культуры которой мы живем, как ни крутись). Всем нужны свои аэды, свои пророки, которые могли бы прославить отечество и не без помощи гласа Божьего воспеть гнев его лучших представителей.
⠀⠀⠀Каждому народу нужна своя "Одиссея". Именно история о вечном возвращении наиболее полно способна выразить ту степень привязанности к родной земле, которая присуща человечеству с незапамятных времен. Смешение языков породило государства, и пришлось как-то с этим жить. Глобализация стремится разрушить границы, но за многовековую историю они остались в каких-то аспектах непроходимыми.
⠀⠀⠀"Одиссея" нужна еще и для того, чтобы в истории о скитаниях и поиске каждый смог соприкоснуться с основополагающими материями, составляющими цикл жизни каждого человека, everyman. Не случайно главный архетипический роман XX века основан именно на "Одиссее". Леопольд Блум, оставаясь ирландцем, распыляется на атомы и обнимает собою весь мир. Стивен Дедал продолжает искать отца, а Молли Блум с утра опять потребует завтрак.
⠀⠀⠀По Борхесу историй всего четыре, ну так и будем отталкиваться от этого.

2.

⠀⠀⠀На одном из сайтов, где выложена аудиоверсия "Крестоносцев", есть примечательный отзыв. Для наилучшей иллюстративности и наиболее полного выражения нашей мысли, приведем его здесь целиком, пускай и не все выраженные в нем мысли прямо касаются нашего предмета:

На протяжении всего чтения, автор, Генрик Сенкевич, только и рассказывает, о том, какие смелые, сильные, благородные и мужественные польские рыцари. И нет никакого сильнее и краше польских рыцарей во всей Европе. И как апофеоз всему этому – Грюнвальдская битва. Вот только Сенкевич не указал, о той роли, которую сыграли Смоленские полки в этом сражении, спасшие войско Польское от окружения и разгрома в битве. За чтение 5.

⠀⠀⠀Отзыв этот нужен нам для того, чтобы вступить с человеком, его написавшим, в некоторую заочную дискуссию, в которой мы в качестве аргументов ограничимся одним-единственным соображением. Не будучи особо просвещенными по части европейской истории, мы (то есть я, но как-то сразу написалось "мы", а теперь лень исправлять) попробуем ответить нашему оппоненту следующим образом:
⠀⠀⠀Нисколько не оправдывая любые попытки переписывания истории, когда речь идет об истории академической (хотя куда без переписывания, не правда ли?), мы все-таки считаем, что в рамках задачи, которую Сенкевич ставил перед собой во время написания "Крестоносцев", совершенно оправданным действием было превозношение доблести польских рыцарей и польского короля, польских женщин и польских мужчин, польского народа, сражавшегося за честь польской земли, потому что то, что Сенкевич попытался создать, должно было стать польской "Илиадой" и "Одиссеей" в одном томе.
⠀⠀⠀Только вот получилось ли у него?..

3.

Получилось.

4.

⠀⠀⠀С точки зрения "народообразующего" эпоса (да, мы полагаем, что искусство в той же степени создает действительность, в какой действительность создает искусство) в "Крестоносцах" есть все: микросюжеты о поисках отца (отца невесты в одном случае и родного дяди - в другом) и невесты, есть вечно ждущая и обретающая в итоге счастье Пенелопа (Ягенка, само собой), есть потрясающей живописной изобразительной силы битва, в которой находят смерть воины с обеих сторон, есть, в конце концов, вечное возвращение, которое в душе каждого рыцаря отдается незатягивающейся раной.
⠀⠀⠀"Крестоносцы" полны национального колорита, потрясающих своей красотой пейзажей, увлекательных подробностей отдельно взятого периода истории Польши, которые, между тем, принимаются как неотъемлемые части того самого Volksgeist. Как и эпоха в истории страны, которую роман описывает, он сам полон и языческой яркости батальных сцен, и целомудренных эпизодов, присущих традиции куртуазного романа.
⠀⠀⠀Точность безукоризненного реализма удивительно складно сочетается с истинно романтическим духом: духом ностальгии по эталонной эпохе, в бытность которой люди были честнее, надежнее, а сердца их пылали; духом действительно противоречивым, одинаково благосклонно воспринимающим и молитвенную песнь, и народную балладу о преследующем путника по лесу покойнике (и такой эпизод здесь есть); духом времени, в которое damsel in distress была не поводом для упрека произведения в мизогинной повестке, а причиной великих свершений; духом - самое важное - народной свободы.
⠀⠀⠀Великий эпос, в конце концов, всегда устремлен в прошлое, и причина этому не только тоска по Золотому Веку, но и надежда в прошлом найти точку опоры для того, чтобы, подняв копье, ринуться в будущее. С этой точки зрения "Крестоносцы" появились в нужное время.

P.S.

⠀⠀⠀И если Гоголь сочинил Украину, то Сенкевича вполне заслуженно можно величать творцом Польши. ⠀⠀⠀⠀⠀

Комментарии


Слог у Вас приятный, очень интересно пишете. Спасибо.
Заметки на полях.
1) По поводу Европы и контекста культуры возникает вопрос приоритета - что первично, европейская культура или христианская культура? Ныне очень похоже на то, что эти 2 сущности вступили в антагонистическое противоречие, не находите?
2) Глобализация = попытка осодомления (от слова Содом) всего мира, а не попытка снятия проблемы смешения языков. Глобализация - сама суть проблема, а не полезная попытка решения.
3) Вопрос. Как Вы полагаете, что для Сенкевича было важнее, католицизм, или польский национализм? Или он смешивал эти понятия до полной неразличимости?
4) По духу их соавторами Сенкевича были римские папы, а соавторами Гоголя - апостолы- евангелисты. Соавторы Гоголя - вечны, с соавторами Сенкевича - большой вопрос. Есть в таком прочтении доля истины?