Больше рецензий

Prosto_Elena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 ноября 2020 г. 19:32

518

3 А был ли мальчик? Вечное испытание веры.

Эта книга написана итальянским коммунистом с целью привести объективные исторические факты утверждения христианства в Римской Империи.

Книга совершенно не философская и не богословская, только анализ исторических событий и их последствия.

Особенно понравилась первая часть книги, где говорится непосредственно о причинах появления идей христианства, почему они прижились в тот конкретный исторический момент.

Рассказывается о том, что в основе этих верований лежит совокупность мифов   о "союзе" или Ветхом Завете, заключенном между божеством Яхве, хранителем судеб людей в море несчастий, и маленьким народом Израиля.  Мессия Иисус, "помазанник"Господен, долгожданный царь пророческой литературы, представляется глашатаем, основателем этого соглашения, настоящего двустороннего договора между богом и человеком. Этот договор и зовётся Новым Заветом.
Таким образом,
Ветхий  Завет включает в себя:
1.  Закон ("Тора"): Бытие, Исход, Левит, Числа и дейтерономий (или Второзаконие). Эти первые пять свитков составляют Пятикнижие.
2.  Пророки ("Невиим") - книги "старших" пророков (Иисус Навин, Судей израилевых, Руфь, I и II книги Самуила, I и II книги Царей), "младших" пророков - (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и двенадцати "малых" пророков, собранные в один свиток.
3. Священные, или агиографические, писания ("Кетубим"): Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Плач Иеремии, Екклезиаст, Эсфирь, Даниил, I и II книги Эзры (Ездры) и Неемии, I и II книги . Всего 27 книг, или свитков, составляют каноны, признанные евреями и сложившиеся в конце I в. до н. э.
Новый Завет:
1.  Четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), из которых два - от апостолов (Матфея и Иоанна). Первые три именуются "синоптическими", поскольку на первый взгляд они обнаруживают, если их расположить рядом в три колонки, существенные совпадения и сходства (sinopticos, что в переводе с греческого языка означает "охватывающий единым взглядом", "общий вид").
2.  Деяния святых апостолов, автором которых согласно традиции должен быть сам евангелист Лука, предполагаемый ученик св. Павла.
3.  Всего : тринадцать, приписываемых св. Павлу (к римлянам, два - к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, два к фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу и Филимону), семь якобы принадлежащих различным апостолам (три - Иоанну, два - Петру, одно Иакову, одно - Иуде, естественно не Искариоту) и Послание к евреям. Всего 21.
4.   Апокалипсис, то есть "откровение последних событий", приписанное Иоанну.

Автор пытается соотнести изложенное в священных книгах с жизнью Палестины той эпохи, с её географическими, экономическими, иделогическими особенностями. Он рассматривает палестинский иудаизм и иудаизм диаспоры, крах двух древних царств Израиля и Иудеи, мессианские общины, утрату единства еврейского народа, разбирает личность самого Иисуса, его место и дату  рождения,  семью, смерть и воскрешение. Далее анализируется мораль Евангелия, понятие "Царства Божия",  первые шаги церкви и деяния апостолов.

Всё это показалось мне очень полезным для понимания смысла Библии и посыла христианства.

А вот вторая часть книги изобилует ньюансами борьбы различных христианских течений в Римской Империи с подробным разбором всех реформ при  каждом императоре. А это достаточно утомительное чтение, поэтому осталось только общее представление о сложном пути утверждения христианства в Европе.

В целом, книга полезная, но это чтение, скорее, -  труд, а не развлечение.