Больше рецензий

6 ноября 2020 г. 15:50

683

5 когда личная вендетта перерастает в революцию

«Равенство и свобода — это не роскошь, которой с лёгкостью можно пожертвовать. Без них порядок в любой момент может рухнуть в невообразимую бездну»


«Англия прежде всего»


Это был потрясающий квест, изящно исполненный художественный вызов читателю—зрителю, нарративный и визуальный эксперимент с погружением в мир антиутопии, придуманный мэтрами своего дела — Аланом Муром и Дэвидом Ллойдом.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«V — значит Vендетта. Абсолютное издание», издательство «Азбука-Аттикус», 2019.
Авторы придумали и нарисовали в конце 1980-х годов историю о недалёком будущем конца 1990-х, где между СССР и США произошла война, приведшая к экологической катастрофе, где Англия отказалась от ядерного вооружения и после периода хаоса и разгула мародёрствующих граждане сами выбрали фашистскую партию «Нордическое пламя». Управление населением организовано с помощью Лидера и силовых структур, которые обеспечивают порядок. Они разделены на «Глаз» — слежка с помощью видеокамер, под каждой из которых висит табличка «для вашей безопасности», «Ухо» — прослушка, «Нос» — эксперты и детективы, «Рот» — пропаганда в масс-медиа, и «Палец» — тайная полиция. В русском переводе представители последних очень удачно названы «Пальцейскими», это звучит даже лучше чем Fingermen в оригинале.

Иронично, что свою несвободу лучше других осознаёт Лидер — формальный руководитель государства. Формальный, потому что на самом деле страной давно уже управляет суперкомпьютер по имени «Судьба», который и пытается построить идеальное общество.

«Я подумал, почему бы не сделать из него воскресшего Гая Фокса в маске из папье-маше, остроконечной шляпе и накидке? Это уж точно выглядело бы эксцентрично и к тому же вернуло бы Гаю Фоксу имидж, которого он заслуживает. Ибо надо не сжигать пятого ноября чучело Гая Фокса, а праздновать его попытку взорвать парламент!»

Дэвид Ллойд, художник

Всё начинается 5 ноября 1997 года, когда неизвестный в маске взрывает здание парламента в Лондоне и спасает девушку Иви от представителей “полиции нравов“, пытавшихся её изнасиловать. Только много позже шаг за шагом нам будет раскрываться история спрятавшегося под маской, но мы так до конца и не узнаём, кто же он, мистер V.

Авторы сумели сотворить противоречивый образ: он и герой, и жертва, и антигерой. Как герой он ловок, действует бесшумно, начитан и умён, у него есть своё убежище с шедеврами литературы и искусства (режим заменил культуру низкопробными сериалами и юмористическими передачами, развлечения предоставил в виде пошлых кабаре с танцующими девицами, воспевающими партию). В то же время, он жертва режима, сумевший сбежать из концлагеря, где над людьми проводились эксперименты. Как антигерой он жесток, легко убивает и зачастую совершает шокирующие действия (история с преображением Иви здесь пример).

«Хотели убить меня? Под этим плащом нет плоти и крови»

«У анархии два лица — созидателя и разрушителя»


Постепенно мы начинаем понимать, что личная месть не так важна для V., он революционер, анархист, пытающийся преобразовать общество, эту бесформенную массу покорных людей, почти стадо. Возможно, он был добропорядочным гражданином, которого за какую-то мелочь загребли, а может, и отъвленным преступником. V. — это больше идея, чем человек.

В историю гармонично вплетены второстепенные герои и их путь к себе самим, их озарение, отрезвление — подчас трагическое и беспощадное. В сборнике много отсылок к музыкальным, литературным и изобразительным произведениям, тут есть и «V.» Пинчона, и «Книга Закона» Алистера Кроули, и множество всего, что даёт повод для высокой оценки этой работы.

Пусть некоторые эпизоды кажутся неправдоподобными и наивными, некоторые места оставляют вопросы к сюжету, а фигуры ощущаются чуть театральными, это великолепный графический роман, который я поставлю в первые ряды данного жанра. Это ещё и политически-социальный манифест, предупреждение всем нам.

Обязательно читать всем!
Советую!