Больше рецензий

4 ноября 2020 г. 19:22

1K

4 Движение вперёд

После трёх первых книг я была готова ко всему. Кроме того, что повествование выйдет из петли времени и продолжится, как ни в чём не бывало. Забавно, как легко можно сделать неожиданной самую обычную вещь.

Книга читалась довольно ровно. Она помогала сохранять спокойствие, была всё такой же сказочной и несерьёзной большую часть времени. Магия-шмагия, мегабабочка, люди-грибы и всё такое.

Эксперименты со способом смотреть на мир, пожалуй, были даже интересными. Действительно, если немного изменить привычную схему смотрения вокруг, начинаешь замечать больше интересных деталей, которые обычно проходят мимо. Оставлю в своей практике как тренировку для глаз и помощь в поиске мелочей для написания чего-нибудь.

Остановка внутреннего диалога - тема очень хорошая, именно её я с удовольствием копаю в научпопе про осознанность. Тут Кастанеда предвосхитил важное и действительно эффективное направление психологии.

Тема дублей показалась лишней, но люди любят говорить о двойниках, так что её появление можно понять.

Главного героя всё ярче утаскивает в галлюцинации, уже без изменяющих сознание веществ. Забавно, что теперь ему в два голоса постоянно говорят писать. И с одной стороны, это психологически и сюжетно оправдано - привычное действие успокаивает, тем более требующее внимания. А с другой - ну очень навязчиво и очень похоже на самооправдание. Мол, ребятки, меня понесло, счас будет книжек десять, но это не я, это всё они.

Появились термины "тональ" и "нагуаль". Как будто можно ещё больше сломать мозг после всего, что было. Ну и ладно, появились - пускай себе будут. Читая Кастанеду, я уже наловчилась ни о чём серьёзно у него не задумываться, ведь всё равно он по многу раз меняет смысл сказанного. Можно не копаться и просто двигаться дальше на настроении, а не на разумном освоении сказанного.

История с безумными прыжками дона Хенаро и припадками героя быстро стала утомлять и раздражать. Ну, скачет старик неестественным способом, и что с того? Они же тут вроде как маги. Могли бы и поинтереснее чего придумать. С другой стороны, Кастанеда старается удержаться в рамках псевдоиндейской культуры, так что и правда сложно выбраться куда-то за пределы простых искажений обычных действий.

Галлюцинация о великанах сильно позабавила. Это такой привет Гулливеру и сказке о Джеке и бобовом стебле, что начисто вываливается из индейского повествования. С другой стороны, видения-то случаются у образованного антрополога, так что почему ему не окунуться в кусок европейской культуры. Имеет право.

Очень интересный ход с объяснением смысла обучения от дона Хуана. Кастанеда всё-таки нашёл способ ввести четвёртую книгу в циклическое движение первых трёх, только на этот раз не в начале, а ближе к концу. И схема оказалась очень похожей на то, как сэра Макса потом будет учить Чиффа - постоянно расширяя, меняя, а то и переворачивая с ног на голову всё сказанное раньше. Моя жажда Ехо удовлетворена.

Пузырь восприятия - очень любопытный образ. Довольно яркий и по-своему точный. Правда, дальше его быстренько усложняют до полного безобразия, ну да что поделать.

Финал на этот раз получился с полноценной кульминацией и эффектной концовкой. Ещё и ностальгия уместилась. Здесь вполне можно было бы безопасно закончить серию - ярко и вдохновенно. Но нет, у меня впереди ещё куча книг. Ничего, есть ещё порох в пороховницах.