Больше рецензий

IlyaVorobyev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 ноября 2020 г. 23:44

360

4.5 Истинный Иисус

Барт Эрман - один из ведущих библеистов современности, сделавший много для того, чтобы популяризировать теории и выводы, которые, как правило, не выходят за пределы кабинетов историков. И это очень правильно - хоть христианство и остается достаточно популярным и имеет огромное число приверженцев, верующим часто недостает критического мышления (это, впрочем, не новость). Хуже, что от недостатка критического мышления страдают даже те, кто называют себя агностиками или атеистами. Именно к ним и обращается Барт Эрман (сам являющийся агностиком) с простым, и в то же время таким сложным вопросом - а кем был настоящий Христос? Да и был ли он вообще?

Надо сказать, что книга будет особенно интересна русскоязычному читателю. В СССР, являвшемся государством победившего атеизма, были широко распространены воззрения мифологической школы, считавшей Христа лишь выдумкой - если точнее, удобной и эффектной компиляцией образов и мифологем, созданной искусственно. Именно против мифологистов (вернее, их методологии и теорий) и обращена книга Эрмана. Он аргументированно и правдоподобно разрушает их логические построения, убедительно доказывая (надеюсь, это нельзя считать спойлером), что Иисус был реальной исторической личностью. Критике мифологической школы (и короткому экскурсы в ее самые популярные теории) посвящен второй раздел книги. В это трудно поверить, но (во всяком случае, если верить Эрману) мифологисты уже долгое время находятся в меньшинстве, тогда как подавляющее большинство историков уверены в том, что Иисус существовал.

Основным доводам в пользу этой точки зрения посвящен первый раздел. Эрман не скрывает - помимо, собственно, четырех канонических и нескольких апокрифических Евангелий (все из которых были написаны спустя примерно два-три поколения после жизни Иисуса), существует крайне немного надежных и независимых источников, свидетельствующих о том, что Иисус действительно жил и проповедовал в Иудее начала I века н.э. Тем не менее, в своей совокупности данные источники доказывают этот факт. С одной большой оговоркой: реальный Иисус, судя по всему, сильно отличался от того образа, который создали евангелисты и "отцы церкви". Вопреки измышлениям мифологистов, просто взять и придумать центрального персонажа религии таким, каким вышел Иисус в Евангелиях, невозможно - этот образ не вышел бы столь противоречивым, местами странным и даже неудобным, одним словом - не вышел бы таким человечным. Хотя стремление "подправить" Иисуса прослеживается уже в первых христианских текстах. Хорошо заметно, как образ Иисуса-человека Евангелия от Матфея постепенно вытесняется концепцией о Боге-Сыне в Евангелии от Иоанна, написанном последним. Сам Эрман, хоть и пытается обходить "острые" вопросы, тактично уступая их решения богословам, вполне убедительно доказывает, что первые христиане отнюдь не считали Иисуса богом - во всяком случае, не больше, чем других мессий - скажем, Давида или Соломона. Не считал себя богом, видимо, и сам Иисус.

Но реальность порой фантастичнее вымысла. Да, земная жизнь Иисуса отнюдь не складывалась по лекалам и не была расписана по нотам. Вместо окончательной победы, которую он сулил, его ждало оглушительное поражение - что стало шоком для его учеников. Разве может мессия потерпеть поражение, разве может он умереть? Последовавшая затем рефлексия первых христиан уже через несколько поколений привела к созданию четырёх Евангелий, в которых оглушительное поражение Иисуса было переосмыслено и трансформировалось в его же невероятную победу. Какова в этом заслуга самого Иисуса? И сколько в современном христианстве осталось от того учения, которое проповедовал исторический Иисус два тысячелетия назад?

Третья часть книги - возможно, самая интересная, но и она же во многом самая разочаровывающая. Если до этого Эрман много говорил о том, кем в действительности не был Иисус, то теперь он пытается ответить на вопрос - кем же он в действительности являлся. Оказывается, что рассмотреть ядро истины под многочисленными напластованиями можно. Но портрет, который рисует Эрман, опираясь на бесспорные или почти бесспорные факты, покажется многим блеклым. Мы увидим молодого и талантливого проповедника из Назарета, предсказывавшего близкий конец времен и осужденный римскими властями за то, что искренне считал себя мессией - помазанником Бога, чье предназначение - установить Царство Божье на земле, читай - своего рода теократическое еврейское государство. Это то, о чем можно говорить почти наверняка. Портрет, который может фрустрировать многих. Исторический Иисус, судя по всему, жил в совершенно иной парадигме, чем его последователи несколько поколений спустя. И уж с полной уверенностью можно сказать, что его парадигма разительно отличалась от современного христианского вероучения, претерпевшего сложную эволюцию на протяжении двадцати веков. Мечта о вполне земном Царство Божьем трансформировалась в сложную концепцию Царства Небесного, достижение которого при жизни невозможно. Но что же позволило Иисусу, возможно, против собственной воли, стать символом величайшей из мировых религий и одной из самых значительных персон в истории человечества? Иначе говоря, что заставляло людей идти за ним, когда он был жив, и помнить о нем, когда его не стало? Талант проповедника, дар убеждения, счастливое - или, напротив, на редкость неудачное стечение обстоятельств? Видимо, ответов на эти вопросы мы не узнаем никогда.