Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 октября 2020 г. 21:33

410

5 Мистический винегрет для гурмана

Всё-таки странные вещи доставляют мне удовольствие. Очень сильно напоминает удивительную и безумную фантасмагорию 90-ых – «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина, чисто внешне. Только от фантасмагории Елены Чижовой веет безысходностью, безрадостностью и страданием. Намешано в «Оресте и сыне» очень много всего: советское масонство, переплетение мифов, попытка воплощения утопической идеи нового человека при помощи… химии, много бреда и безумств, бритва Оккама, много разнозначимых смертей, отдельно – тема смерти, миф об Оресте, советская мифология, кладбищенская тема, библейские сюжеты, тема волхвов, макет Ленинграда, реагирующий на разные вводные.

Аллюзий на другие книги просто зашкаливающее количество: мифолог Тетерятников напоминает главного героя романа «Ослепление» Элиаса Канетти, с высыпающимися из головы книгами и «беседами» с Конфуцием; тема советского масонства отсылает к «Белому доминиканцу» Гюстава Майринка с выплавлением меча из человека и изящным «Масонам» Писемского с темой служения истине и рыцарского служения; всплывает «Лолита» Набокова; уже упоминаемый «Чапаев и Пустота»; с «Улиссом» Джойса роднит греческий миф в основе сюжета. И ещё одна интересная литературная ассоциация. В «Оресте сыне» есть эпизод, где некоторые «избранные» - условно советские масоны, изобретают макет Ленинграда, который выдаёт реакцию на разные вводные данные, показывает фигурки волхвов, например. Есть очень своеобразный роман Владимира Тендрякова «Покушение на миражи», где исследователи-программисты вводят в компьютер всю историю человечества, исключив из неё Христа. И компьютер, обработав данные выдаёт… рождение Христа.

Хорошо проработана автором античная тема рока и вообще у романа очень много общего с античной трагедией – развитие событий в романе строится по схеме древнегреческой трагедии. Изложение рваное, хроникёр неожиданно появляется в тексте и так же неожиданно затушёвывается, истории рассказываются параллельно. Основная мысль романа, на мой взгляд, попытка самоосмысления человека, рождённого и воспитанного в СССР, но ищущего истину, пытающегося понять, в первую очередь себя и своё время. Кое-что мне показалось в романе сыроватым и недоработанным, например, советское масонство – тема необычная и интересная или то, что Ксения имея мужа и сына становится монахиней – это невозможно сейчас и ещё менее вероятно в советское время, но виртуозное построение сюжета все эти шероховатости сглаживает, обращаешь внимание на другое. Мало Города в книге – пунктирно мелькают названия улиц и зданий Ленинграда и читатель примерно может ориентироваться где и что происходит, но как-то в тумане.

Это история о трёх подростках, которые пытаются понять. Эти поиски приводят их к инфернальному Таракану, старухе-«оракулу», странным обитателям кладбища – Лошадиному и Зарезке и к полусумасшедшим на грани безумия и откровения открытиям. Персонажи привлекают внимание изломанностью и замкнутостью на себе. Тяжёлая книга, поломавшая мне мозг. Крайне понравилось. Елена Чижова - очень петербургский писатель и я понимаю, не будь я петербуржцем, я бы не смог это читать. В её книгах есть что-то, что витает в невском воздухе и придаёт исключительную достоверность тексту.