Больше рецензий

6 июня 2012 г. 13:48

1K

3

«Линии» была шестой в череде прочитанных мною книг великого и ужасного Рю Мураками. Впервые я окунулась в мир японских трущоб с книгой «Дети из камеры хранения». Она была потрясающей! Особенно на фоне милейших прелестей романов своего однофамильца Харуки – это совершенно другой мир, обратная сторона медали. Роман покорил меня новизной темы, подачей материала, поворотами сюжетных линий, необычными героями, их мыслями и поступками.

На волне этих восторгов «Мисо-суп» был прочитан в один присест. Жадно поглощая предложения, я все искала, тех неповторимых нот, необычных сюжетов, чего-то нового, нестандартного, доныне мною неизвестного, что манит и выгодно отличается на фоне остальных ванильных популярных нынче романистов. Однако здесь-то и таилось начало конца. Оказалось, что за сотнями страниц и громкими описаниями автора не спрятано ничего волнующего, здесь были лишь подробности убийств. Жестоких-не спорю, но в фильмах, и в новостных выпусках видишь подчас много страшнее кадры.

Потом были «Паразиты», с их маниакальным молодым человеком, опять же, убивающим, но на сей раз - собственную семью. «Пирсинг», со слегка двинутой проституткой вонзающей в свое тело маникюрные ножницы и маньяком-неудачником менеджером среднего звена. Совершенно выбивающаяся книга «69» легкая, воспоминательная, стоит слегка особняком, и здесь, в общем- то, переданы эмоции автора, но честно говоря, довольна сухая и скучная.

Бесспорно, Рю прекрасно удается передать маниакальные идеи совершенно обычных людей, которые не могут бороться с убийцей внутри себя, что он прекрасно доказывает в каждом своем произведении. Но слегка надоедает этот избитый лейтмотив.

Вероятно, мои суждения слишком субъективны, ведь я игнорирую нечто глубокое, что пытается донести Рю. А главное, это то, что его герои – с виду обычные люди, а внутри них зияющая пустота и холодное одиночество. Вот, что хочет показать нам Мураками.

В общем, с такими противоречивыми чувствами я добралась до «Линий». Здесь, в отличие от остальных книг, (где произведение целиком крутится вокруг одного-двух персонажей) роман состоит из 20 историй, 20 судеб, разных, но по-своему одиноких людей, которые невероятнейшим образом пытаются донести до окружающего мира свою боль, свои страдания, свою суть. Но как это обычно и бывает у Рю, герои его – это квинтэссенция боли. Тяжелое детство с родителями, которые не то, что не любят своих детей, они их нещадно бьют, насилуют, ломая их в самом начале пути. Но самое главное, что после таких испытаний они сами, становясь взрослыми, не могут воспринимать этот мир иначе, как через боль, причиняя её себе, другим людям, или позволяя другим издеваться над собой. Что угодно, лишь бы не чувствовать собственной духовной пустоты и одиночества.

Замечательна структура книги. Переход от одного героя к другому, линии судеб одних людей словно путаются среди других линий, а Рю достает одну такую нить, вытягивает её и замыкает вновь, оставив открытыми истории героев.

Конечно, в этом тексте есть откровенные сцены и много жестокости, но их ровно столько, сколько и в остальных книгах автора. Плавные переходы переносят нас от одного героя и его истории жизни к другому, проблема лишь в том, что запоминаются только самые яркие из них.

Однако, несмотря на разнородность историй и героев, в «Линиях» Рю все же выделил одного персонажа, с которым так или иначе встречается каждый - девушка Юко, способная воспринимать электрические сигналы. Необычная со своей историей, она так же пуста, а её сознание извращено. Ей не нужен никто, и ей чужды слава любви, только ненависть может быть настоящей. Только ненависть может пробуждать настоящие эмоции.

«Линии», как пишет в эпилоге автор, - это попытка выразить основные особенности явления захватившего все слои общества, такого как духовная пустота, чувство тоски и одиночества. Но, все, что мы можем видеть, – это ощущение безысходности и бесполезности, стремление разорвать все связи между собой и окружающим миром.

Книга безупречна, если рассматривать её под углом творчества Мураками. Но ,вероятно, мои настроения и неправильные надежды требовали чего-то другого. Поэтому я не прочувствовала до конца её трагичность, ведь намного больше говорит молчание, чем детальное описание разбитого черепа с залитой мозгами мостовой.

Ветка комментариев


спасибо большое, очень приятно, ибо я только только учусь писать отзывы=)