Больше рецензий

FokinSerge

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2020 г. 18:35

595

5 Подробно о кухне кочевников

В отличие от предыдущей, прочитанной мною книги автора о еде первобытного человека, эта получилась удачной. Возможно, самой лучшей в серии. Правда, я еще не читал про античные столы.
Сначала содержание смутило. Автор начала рассказывать о еде народов, проживавших на границах с Римской империей. Но быстро перешла на настоящих кочевников. Как всегда присутствуют связи пищи с мифологией и религиозными представлениями, описываемых народов. Но эта тема выступает лишь как дополнение. В основном внимание посвящено непосредственно рассмотрению пищи кочевников евразийских степей. Касаясь пастушеских скотоводов Ближнего Востока и Северной Африки, автор довольно лаконична. Материал есть, но он невелик. Однако такой подход все же считаю оправданным, потому что кочевники Средней Азии не просто ближе к нам, многие из них являются гражданами современной России. Очень интересными получились разделы, где автор выдвигает гипотезу, что лапша, пельмени и даже крепкие алкогольные напитки придуманы номадами. Все-таки считаю, что крепкий алкоголь изобретение, во-первых, позднее, во-вторых, дело рук оседлых народов. А вот вермишелька, как и «предки» пельменей, вполне могли быть созданы именно степняками.
К сожалению, не обошлось и без ошибок. Так автор называет, проникших в бронзовом веке на территорию Индии индоариев, кочевниками. Тоже самое относит и к другим скотоводам III – II тыс. до н.э. Но кочевая форма скотоводческого хозяйства сложилась только к нач. I тыс. до н.э. Все ранние относятся к подвижным скотоводам, что не равно кочевникам. Так же странной выглядит утверждение, что номады не разводили крупный рогатый скот. Отнюдь! Поголовье коров было примерно равным табуну лошадей. Есть и некоторые логические несостыковки. Так в одной главе автор подробно описывает, какими мясоедами были кочевники, но уже в следующей начинает говорить, как много они употребляли молочной продукции. Реально употребление мясной пищи было очень ограничено. Кочевник в основном питается молочной продукцией, играло роль собирательство, и хоть сами номады стараются не прибегать к земледелию, но при возможности, всегда используют в пищу зерно. Все это неоднократно и подробно описано отечественными этнографами, историками и археологами, изучавших номадов. Есть одно место в книге, и вовсе необъяснимое. Автор пишет, что кочевники использовали и выращивали просо. Но потом указывает, что просо найдено в культурном слое одного китайского города, датирующегося II тыс. до н.э. Вдруг следует вывод, что китайцы заимствовали пищу кочевников. Но просо выращивали и земледельческие народы, более того, от них эту культуру заимствовали номады.
Однако все эти замечания – отдельные неточности, которые не портят в целом отношение к книге. Если читателям неинтересна история кочевых народов, но привлекает внимание история кулинарии, то прочесть эту книгу стоит. Автор как всегда вставила немало рецептов блюд, можете попробовать )))