Больше рецензий

28 сентября 2020 г. 20:15

378

3.5

Эта книга представляет собой настолько классически выверенную фантастику, что я, право, удивлена, что у нее на сайте такая высокая оценка - кажется, по нынешним клиповым временам подобное довольно трудно читать (мне, во всяком случае, как ни стыдно в этом признаваться).
На самом деле, у книги были все шансы меня увлечь: тщательно выписанные обитаемые миры, с внятной разницей в мировоззрении, религии, стиле жизни (с причинами такой разницы - в том числе); персонажи, в которых веришь (пусть иногда и кажется, что некоторых из них автор описывал словно... нарочито, сгущая краски или утрируя); сюжет с тайнами Космоса и вполне себе обитаемых миров, и - секретов и загадок не может было слишком много, не так ли? - детективной и даже мистической составляющей.
И вот тут начинается самое обидное: при всех этих, казалось бы, беспроигрышных компонентах, составляющих историю, меня она смогла увлечь, во-первых, лишь под самый конец, и, во-вторых, не настолько, чтобы я взялась за чтение оставшихся пяти (!) книг цикла. Почему? На мой взгляд, тут две причины: структура истории и ее темп.
В романе, как мне кажется, три главных героя: Сиринкс и ее корабль "Энон" (они неотделимы друг от друга), Джошуа Калверт и Квинн Декстер. И рассказ ведется циклично, прыгая от одного героя к другому, поддерживая параллельное течение хронологии трех этих сюжетных линий. Эти люди - представители трех совершенно разных культур и разных условий жизни, с разными установками и целями. Чтобы показать эту разницу, автору потребовалось сделать практически срез жизни определенных социальных структур: хабитата Ромулус; Кольца Руин; планеты-колонии Лалонд - вполне естественно, что все это заняло очень много времени (пусть и взвинтило при этом планку детализации и реалистичности истории круто вверх). А поскольку автору пришлось еще и вводить читателей в курс дела относительно эдемистов и их взаимоотношений с хабитатами и кораблями-биотехами (что очень важно для дальнейшей истории), то можно сказать, что повествование в романе вообще начинается чуть ли не от сотворения мира... В результате. Это очень. Медленный. Роман. Очень. И пусть темп истории под конец книги начинает все убыстряться и убыстряться, повинуясь закручивающемуся все туже сюжету - так до этого еще нужно доползти...
К сюжету же как таковому, вопросов нет: он на самом деле захватывает дух (и идея, и масштаб). Правда, для его осознания, для того, чтобы из отдельных вопросов, загадок, кусочков историй и намеков перед читателем выстроилась, наконец, связная картина того, что именно произошло, что в дальнейшем предстоит разгребать героям, на какие именно вопросы им придется отвечать в следующих романах - нужно дочитать до самого конца книги, практически до последней сотни страниц. Все предыдущие две с половиной тысячи страниц (в нынешнем моем телефонном формате) читателю придется лишь ждать и терпеть.
И вот как раз это для меня практически убило все удовольствие от чтения этой книги: не люблю ждать и терпеть. Как по мне, книга должна захватывать сразу, а не манить обещанием начать сюжет чуть позже; еще немного позже; спустя еще пару глав... При этом - еще раз - я вполне отдаю должное масштабу истории, ее качеству и мастерству автора: Питер Гамильтон просто мастер, без вопросов. И книга вполне заслуживает, чтобы ее прочитали. Но явно, не как я сейчас могу себе это позволить - урывками и кусочками - а вдумчиво, погружаясь в историю полностью, двигаясь с ней в унисон, все быстрее и быстрее...

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2020, в составе команды "О и алконафты"