Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2020 г. 20:35

2K

4 Дети своего времени

Правда, мое тщеславие, мое честолюбие страдали от Твоих, ставших для нас знаменитыми слов, которыми Ты приветствовал каждую мою книгу: «Положи ее на ночной столик!» <...> В моих писаниях речь шла о Тебе, я изливал в них свои жалобы, которые не мог излить на Твоей груди. Это было намеренно оттягиваемое прощание с Тобой, которое хотя и было предопределено Тобой, но происходило так, как мне того хотелось.

«Письмо отцу», Франц Кафка

Книга стала для меня своего рода импульсивным чтением. Случайно заметив её в планшете, я подумала, что было бы неплохо поближе познакомиться с Клаусом и другими членами семьи Манн. У Томаса, наиболее известного представителя этой удивительно талантливой семьи, я пока читала относительно мало. Но его «Волшебную гору» люблю и ценю. В планах есть «Будденброки».

Итак, чем же запомнился Клаус, помимо родства с Томасом Манном? Сама формулировка вопроса отражает влияние фигуры отца на судьбу Клауса. Основная цель данной биографии - показать литературное и историческое значение Клауса Манна, представить его читателю как независимого автора многих художественных текстов и эссе, ставших документами хаотичной и грозной эпохи.

Дневники и письма Клауса отражают наблюдательность, самоиронию, меланхолию и бесконечную горечь. Манн-младший остро ощущал надвигающуюся катастрофу, что отличало его от многих политических эмигрантов, бежавших от нацистского режима.
Одновременно с этим он мог демонстрировать наивность в своих оценках знакомых и друзей. А с кем только жизнь не сводила Клауса, в диапазоне от актёра Грюндгенса (бывший друг, вероятный возлюбленный и недолго зять Клауса, которого последний выведет в своём «Мефистофеле») до итальянского режиссёра Росселлини.
Быстро начинает ощущаться пристрастность автора. Фредерик Споттс, казалось, поставил своей целью убедить читателя, что Томас Манн был эталонно-плохим отцом для своих детей, за исключением, пожалуй, старшей дочери Эрики и младшей Элизабет.
Так, он практически не уделял внимания своему старшему сыну Клаусу, мог наказать, испытывал к нему не совсем отцовские чувства, когда тот был подростком… Когда Клаус начал пробовать себя в писательском ремесле, отец был крайне скуп на похвалу.
Ещё более серьёзным свидетельством против Томаса-отца можно считать поведение писателя после трагической гибели сына. Автор сообщает, что Томас и его жена Катя вскоре после смерти Клауса посетили Цюрихскую оперу и, по свидетельствам очевидцев, не выглядели огорчёнными. По мнению Споттса, Томас был «полным злобы» и «непрощающим» отцом. Однако это всего лишь интерпретация.
Томас, на протяжении многих лет привыкший скрывать свои чувства и сублимировать их в творчество, умел и считал правильным не выдавать своего горя на публике. Приводимые автором аргументы, на мой взгляд, не доказывают, что смерть сына не особо его огорчила. Автор «Волшебной горы», по его собственному признанию, считал себя ответственным за то, что случилось с Клаусом.

Один из наиболее уважаемых писателей XX века, безусловно, был личностью весьма своеобразной и противоречивой. То, что он был в целом плохим отцом, сложно опровергнуть. Томас отгородился от детей стенами кабинета, где он создавал свои художественные миры. Дети боялись шуметь, чтобы не потревожить отца. Томас, которого Клаус в своих дневниках называл Волшебником, был для них сродни божеству, с которым редко удаётся перемолвиться словом. С насущными проблемами они обращались к матери. Один из его младших сыновей не скрывал впоследствии своей неприязни к отцу и даже признался, что был рад его смерти, восприняв её как освобождение.
Был и позитивный момент – особая творческая атмосфера, царящая в доме. Дети с радостью вспоминали совместные чтения, когда мать, отец или бабушка читали вслух Диккенса, Шекспира или Гоголя.
Невольно задаёшься вопросом, помнили бы мы о Клаусе Манне, если бы не слава его знаменитого отца? По всей видимости, у Клауса был настоящий писательский талант.

Он писал так, как другие дышат.

Но нельзя исключать, что его произведения не издавались бы сегодня, современники не посещали бы его лекции, а Споттс не написал бы эту биографию (а вы бы сейчас не читали эту рецензию), носи Клаус другую фамилию. Словом, Томас оставил неизгладимый, в чём-то негативный, в чём-то положительный, отпечаток на судьбе сына, который даже в своих личных дневниках не отзывался об отце отрицательно. Исключения составляли те редкие случаи, когда обида переливалась через край.

Пройдёмся кратко по основным событиям.
В тридцатые, живя на чужбине, Клаус издавал журнал (Die Sammlung), где публиковались Фейхтвангер, Кокто, Пастернак, Ромен Роллан и многие другие. Наряду с высокой литературой, там публиковалась антинацистская сатира.
К сожалению, под давлением финансовых обстоятельств и нацистского правительства, журнал просуществовал недолго. У Клауса с ранних лет сложились близкие отношения с сестрой Эрикой, с которой они были почти ровесниками и очень похожи внешне. Оба любили людей своего пола, ненавидели нацистский режим и находили отдушину в творчестве. И брат, и сестра были эксцентричны, не боялись вызвать скандал и отличались чувством справедливости, когда едва ли получается не замечать, как унижают тех, кто отличается от пропагандируемого стандарта.
Клаус и Эрика убеждали отца публично заявить о своём отношении к гитлеровскому режиму. Известно, что мнение Эрики было важно для отца. Именно старшая дочь своим осуждающим письмом повлияла на отца, который после долгих колебаний решился громко осудить нацистский режим. Старший сын влияния на отца практически не имел. Автор, утверждает, что Клаус, хотя и мог изредка получить похвалу, воспринимался отцом как «плохо воспитанный зануда».
Гражданская позиция Клауса вызывает уважение. Он был одним из первых, кто открыто выступил против гитлеровского режима. Но утверждать, как это делает автор, что Клаус видел яснее всех, что Гитлер «синонимичен войне», звучит слишком категорично. Его дядя Генрих Манн был не меньше убеждён в этом, если память мне не изменяет.
Ситуация накалялась, в 1938 Томас Манн с супругой, не чувствуя себя в безопасности, переехали в Америку, где обосновались и Клаус с Эрикой. Они уже имели опыт работы с американской публикой.
В США Клаус продолжал давать лекции (одна из популярных тем - «Семья против диктатуры») и организовывать встречи, где он пытался объяснить американцам европейские дела и доказать им, что в конечном итоге нацизм угрожает поглотить и их.

В трактовке автора Клаус – человек без удачи. Несмотря на то что по крайней мере некоторые его литературные работы получали высокие оценки критиков, их мало публиковали. Клаус привык, что издатели ему отказывают, а его планы не находят отклика.
Эрика в какой-то момент оказалась более успешной. Её «School for Barbarians: Education Under the Nazis» была опубликована на немецком и английском и успешно продавалась. Здесь тоже не обошлось без отцовской руки. Томас написал введение к работе дочери, которое предсказуемо стимулировало продажи. Томас такой чести от отца не удостаивался.
Автор не только подчёркивает антагонизм между отцом и сыном, распространяющийся даже на музыку Вагнера, но и ищет повод осудить автора «Будденброков». Можно предположить, что Споттс, приводя цитаты из дневников, намеренно фокусирует всё внимание на негативе. Он будто применяет к текстам своеобразный фильтр, отбирая те высказывания Клауса, Томаса или Кати, которые говорят о проблематичных отношениях.
Упоминает Споттс и про то, какое равнодушное письмо Томас написал больному сыну, когда тот проходил лечение от наркотической зависимости, и то как он отозвался на смерть Клауса, а именно:

Несмотря на всю поддержку и любовь… он [Клаус] оказался неспособен на преданность и благодарность.

Это высказывание можно объяснить беспокойством Томаса за жену и особенно Эрику, для которой Клаус был родной душой.
Но Споттс «забыл» упомянуть следующие слова Томаса: «Моё отношение к Клаусу было сложным и не без чувства вины, так как само моё существование с самого начала бросало на него тень».

Согласно автору, военная служба Клауса была практически единственным, что вызвало в отце настоящее уважение. Томас прекрасно знал, как мало его сын подходит для этого занятия и гордился, что Клаус в тридцать шесть лет принял решение записаться в американскую армию.
Клауса поразил расизм, процветающий тогда в армейской среде. Темнокожие американцы годились для того, чтобы умирать за страну, но были недостаточно хороши, чтобы оставаться в одной палатке с белыми американцами.
Пройдя подготовку, он отправляется в Европу, где будет сначала работать с пленными, а затем станет репортёром – роль, для которой он прекрасно подходил.
Прибыв после войны в Чехословакию, Клаус поставит своей целью разыскать бывшую жену дяди Генриха (чешскую актрису еврейского происхождения Марию Канова) и их дочь...

Автор вначале тонко замечает, что биографы часто очень мало знают о своих героях. Но это не мешает ему самому порой попадать в ту же ловушку мнимого «всезнайства». Так, рассказывая о смерти Клауса в Каннах от передозировки, Споттс отстаивает версию несчастного случая, а не самоубийства. Это возможно. Потрясённая Эрика не верила, что брат мог так поступить, не оставив прощальной записки. Автор отмечает, что незадолго до смерти Клаус как раз наметил творческий план на ближайшие десять лет.
Однако есть достаточно аргументов против. На последнем жизненном этапе Клаусу не везло ни в работе, ни в любовных отношениях. Он испытывал финансовые трудности. Сопровождавшее его уже долгие годы ощущение одиночества и бездомности нарастало. При этом он вёл активную социальную жизнь, продолжал писать и много читать, как он это делал на протяжении всей жизни.
После войны Клаус был отвергнут немецкой публикой, которая воспринимала его как эмигранта, утратившего связь с германскими реалиями. Для американского литературного мира он оставался чужаком. В довершение ко всему, Клаус и Эрика серьёзно отдалились друг от друга.
Для Клауса на протяжении большей части жизни с разной степенью интенсивности было присуще то, что можно ёмко окрестить по-немецки как Todessehnsucht (тоска по смерти).
Вспоминается героиня совсем другой эпохи и судьбы, которая тоже трепетно относилась к смерти, считая её «пробным камнем» жизни, - американская поэтесса Эмили Дикинсон.
В своих дневниках Клаус часто призывал смерть, видя в ней бесконечное спокойствие, подобие нирваны. Он не скрывал, что допускает суицид, и даже совершил одну безуспешную попытку…
Словом, очевидно только одно - мы не знаем, что произошло в тот трагический день в гостиничном номере в Каннах.

Перечитав рецензию, заметила, как много места я уделила взаимоотношениям отцов и детей. Книга, конечно, никак не ограничивается этим. Автор подробно описывает литературные труды Клауса, его разноплановость и работоспособность, несмотря на проблемы со здоровьем. К примеру, он написал биографию Чайковского, в которой, по мнению многих, позволил себе множество автопроекций, сделав её отчасти своеобразной духовной автобиографией.
При этом тема Томаса-Клауса проходит магистральной линией сквозь всю историю.

Что бы Клаус ни делал, слава отца всегда преследовала и насмехалась над ним.

Он постоянно боролся за то, чтобы его воспринимали как самостоятельную единицу, а не «сына Томаса Манна». Это ему удалось лишь посмертно.
Один из знакомых Клауса, психиатр по профессии, высказал горькую мысль: «Я думаю, если бы Клаус пережил своего отца, он бы освободился от его властного присутствия и мысли о суициде покинули его».

Подведём некоторые итоги.
Автор подошёл к поставленной задаче – написать биографию писателя, журналиста и непоколебимого противника нацизма Клауса Манна – с должной деликатностью и вниманием к деталям. Искренняя симпатия биографа к своему герою передаётся читателю и способствует тому, что Клаус обретает вторую жизнь.
Книга, на страницах которой мы встречаем многих знаменитых деятелей культуры первой половины прошлого столетия, написана увлекательно.
Главный недостаток, на мой взгляд, связан с предвзятостью автора к Томасу Манну. Из названия («про́клятое наследие») ясно, что во многом неудачи и проблемы Клауса будут представлены как результат его принадлежности к семье Манн. Автор с горечью отмечает, что даже после окончания Второй мировой, когда Клаус был уже автором многих произведений, его по-прежнему называли «сыном Томаса Манна».
Однако в своих трактовках Споттс, на мой взгляд, несколько превышает лимит, уместный в нехудожественных книгах. Он часто даёт создателю «Волшебной горы» негативно окрашенные оценочные характеристики («малодушный», «безразличный», «непонимающий»).
Подробно описывая, как ярко сияющая звезда Томаса омрачила жизнь его отпрыска, автор упускает из виду некоторые положительные аспекты такого родства.
К тому же некоторые особенности отношения Томаса к сыну объясняются той средой, из которой он сам происходил, и полученным им воспитанием. Если дети Томаса и Кати страдали от холодности и непонимания, то сам Томас, вероятно, тоже вырос в очень непростой семье. Достаточно упомянуть, что две его сестры свели счёты с жизнью. В некотором смысле дети были свободнее, чем их родители. Томас, человек иной формации, всю жизнь подавлял гомосексуальные наклонности и переводил их в плоскость искусства, тогда как Клаус и его старшая сестра претворяли свои желания в жизнь.

Закончить эту невесёлую рецензию хочется на оптимистичной ноте.
Клаус был талантлив, импульсивен, полностью отдавался работе над тем, что его увлекало, старался внести свой вклад в борьбу с нацистской идеологией, имел смелость открыто заявлять о своих склонностях и готов был своим пером защищать тех, кого несправедливо преследовали.

Томас, Катя и дети, лето 1924 г.
картинка nika_8

P.S. Есть хороший фильм о семье Манн, где художественные эпизоды чередуются с документальными.

Комментарии


Спасибо за рецензию!) Как будто саму книгу прочитала.
Интересно, конечно, как личность биографа оттеняет объект его исследовательского интереса. Как Клаус Манн чувствовал что-то родственное в жизни Чайковского и многое мог вчитать, так и Фредерику Споттсу, вероятно, отношение Томаса с Катей к сыну чем-то отозвалось.


Как Клаус Манн чувствовал что-то родственное в жизни Чайковского и многое мог вчитать, так и Фредерику Споттсу, вероятно, отношение Томаса с Катей к сыну чем-то отозвалось.

Точно! Когда читала, тоже думала, что какой-то личный опыт автора преломляется в его видении неоднозначных отношений Клауса с его родителями... С биографиями вообще есть такое, когда авторская пристрастность и субъективность перевешивают плюсы, но здесь не этот случай. Книга Споттса в целом неплохая и достаточно информативная)

Спасибо большое, что заглянула на огонёк!)


Когда Клаус начал пробовать себя в писательском ремесле, отец был крайне скуп на похвалу.
Ещё более серьёзным свидетельством против Томаса-отца можно считать поведение писателя после трагической гибели сына. Автор сообщает, что Томас и его жена Катя вскоре после смерти Клауса посетили Цюрихскую оперу и, по свидетельствам очевидцев, не выглядели огорчёнными. По мнению Споттса, Томас был «полным злобы» и «непрощающим» отцом. Однако это всего лишь интерпретация.

Ник, вот я никогда не очень мог понять, как писатели и поэты так трепетно пишут о детях, а сами в жизни.. особенно к своим детям, преступно равнодушны.
Все знают о гомосексуализме Клауса и об ревностном отношении к этому Томаса... В книге пишется и про эту возможную страсть в сердце Томаса? И сейчас многие спорят по этому поводу, был он гомосексуалистом или нет.
Хотя его дневники говорят, что да. Но не очевидно.
Молодец что написала об интерпретации.
Да, пошли в театр, и что? Человек в горе ведёт себя странно вообще. Одним убиваются театрально а у других всё в душе.

Томас, которого Клаус в своих дневниках называл Волшебником, был для них сродни божеству, с которым редко удаётся перемолвиться словом

Хорошо написала)

Один из его младших сыновей не скрывал впоследствии своей неприязни к отцу и даже признался, что был рад его смерти, восприняв её как освобождение.

Тоже бы с оговорочкой относился к такому высказыванию.
В таких словах очень часто - много боли. Они нарочито на публику, но под ними - боль и грусть, и даже любовь, пусть и надломленная.

Но нельзя исключать, что его произведения не издавались бы сегодня, современники не посещали бы его лекции, а Споттс не написал бы эту биографию (а вы бы сейчас не читали эту рецензию),

А вот это тонко было, Ник. Мысленно продолжил логическую цепочку и.. почему то в голове промелькнуло: и меня возможно бы не существовало...

Он будто применяет к текстам своеобразный фильтр, отбирая те высказывания Клауса, Томаса или Кати, которые говорят о проблематичных отношениях.

Ох, Ник, вечная история: историки и биографы заигрываются и мнят себя парками, 4-ой, тайной сестрой Парок в уже свершённой судьбе и задним числом кукольно оживляют их и направляют их движения чувств по руслам своего характера и симпатий.

Автор вначале тонко замечает, что биографы часто очень мало знают о своих героях. Но это не мешает ему самому порой попадать в ту же ловушку мнимого «всезнайства»

Так это почти детская черта)
Но в таких ситуациях это выглядит забавно, да.

Потрясённая Эрика не верила, что брат мог так поступить, не оставив прощальной записки. Автор отмечает, что незадолго до смерти Клаус как раз наметил творческий план на ближайшие десять лет.

Эрика... спасибо что и про неё написала, Ник.
Творческий план.. не оставил записки..
По себе знаю, что планы могут быть ого-го, а записку даже не хочется оставлять. Ничего уже не хочется.

В довершение ко всему, Клаус и Эрика серьёзно отдалились друг от друга.

А в чём причина, Ник?

Вспоминается героиня совсем другой эпохи и судьбы, которая тоже трепетно относилась к смерти, считая её «пробным камнем» жизни, - американская поэтесса Эмили Дикинсон.

У многих поэтов и писателей и правда трепетное и даже дружественное отношение к смерти.
Но у Эмили и правда тон особенный, да.

Я думаю, если бы Клаус пережил своего отца, он бы освободился от его властного присутствия и мысли о суициде покинули бы его».

Мягко говоря странная для психиатра мысль.
Не учитывающая и других ручейков суицида, да и... став мёртвым и незримым, Томас поселился и укоренился бы не в пространстве мира а в пространстве души Клауса.

Какая чудесная фотография в конце.. и тон рецензии в конце..
Ник, чудная рецензия. С удовольствием прочитал. Спасибо.
Хорошего осеннего дня, Никуш)


И сейчас многие спорят по этому поводу, был он гомосексуалистом или нет.

Да, дневники говорят о том, что Томас, даже уже очень немолодой, мог сильно увлекаться молодыми людьми, но это всегда оставалось в плоскости фантазий. Наверное, здесь можно упомянуть бисексуализм, в той или иной степени присущий каждому (не пойми меня неправильно)
А у Клауса был много разных увлечений на одну ночь. Он вроде писал, что "ему подходят официанты, лифтёры, неважно белые или чёрные..." ))

Да, пошли в театр, и что? Человек в горе ведёт себя странно вообще.

Вот и я об этом подумала, Саш... Вообще, предвзятость автора к Томасу раздражала, хотя я и поставила в конце довольно высокую оценку книге. И мотивы такого отношения не совсем понятны: то ли он так защищает Клауса (в чём нет необходимости), то ли изначально не любит Томаса (может, когда-то мучился с одним из его романов :) )

став мёртвым и незримым, Томас поселился и укоренился бы не в пространстве мира а в пространстве души Клауса.

Какая-то тут поверхностность суждений у психиатра... Хочется опять процитировать письмо Кафки: "жизнь сложнее пасьянса".

А в чём причина, Ник?

Эрика в последние годы жизни Клауса сблизилась с отцом, практически начав играть роль личного секретаря-консультанта. Помогала ему в работе и т.д. А Клаус жил своей кочевой жизнью, плюс зависимость от наркотических средств...
Мне тоже приглянулась эта семейная фотография. Она как будто застыла в том времени, когда всё было относительно спокойно и бури были впереди...
Спасибо огромное за внимание, Сашуль!) Хорошего тебе вечера и отличных осенних выходных с улыбками!)


Наверное, здесь можно упомянуть бисексуализм, в той или иной степени присущий каждому (не пойми меня неправильно)

Правильно понял тебя, Ник)
Ты права. Знаешь, у Толстого в юности было нечто подобное. Он описывал это в дневнике и были те, даже его жена, которые подозревали его... а между тем в этом чувстве Толстого не было пола вообще.
У детей это часто бывает, совершенное и непорочное восхищение и обожание человека своего пола, или не своего, не важно. Тут что то райское. Но потом этот поток любви мы утрачиваем почему-то и примешивается пол.
А про гомосексуализм, бисексуализм.. по сути это игра слов, листвы)
Про Клауса не знал такого. В голове образ: Мамай налетает на отель, заселяется: достанется всем: официантам, лифтёрам, случайному и замечтавшемуся о чём то пассажиру в лифте...)

то ли изначально не любит Томаса (может, когда-то мучился с одним из его романов :) )

Смешно)
Я мучился с его Иосифом и братьями. Так и уснул с "братьями" на постели...
А Будденброки нормально пошли. Там от Толстого много.

Мне тоже приглянулась эта семейная фотография. Она как будто застыла в том времени, когда всё было относительно спокойно и бури были впереди...

Ник, а мне ещё это фото напомнило один из тех фильмов грустным, когда в конце замирает фото героев из их юности, когда они были ещё счастливы и.. живы.
Замирает фото на экране и музыка грустная.
За Эрику спасибо.

Никуш, чудного дня тебе с солнцем)


голове образ: Мамай налетает на отель, заселяется: достанется всем

Рассмешил, Саш)) Но надо добавить, что это далеко не всегда было так, фраза из дневника Клауса относится к одному из периодов его турбулентной жизни. Он не раз пытался найти родственную душу... к сожалению, не очень получалось.

в конце замирает фото героев из их юности, когда они были ещё счастливы и.. живы.

Да...

Спасибо ещё раз за внимание и за Толстого) И тебе чудесного дня, Саш!) Как говорится, наслаждайся моментом :)


Спасибо за чудесную рецензию, с большим интересом прочла про сына Томаса Манна! Сейчас с удовольствием читаю его "Будденброков" (больше пока у Манна-старшего не читала ничего).


Вам спасибо большое за отклик!
"Будденброков" хочу прочитать... Знаю, что Томас Манн вложил туда много из личного опыта, юношеских воспоминаний.
Кроме "Волшебной горы", я читала ещё "Смерть в Венеции". Стоящее произведение, но оно мне меньше понравилось.


Спасибо за интересную рецензию! Я у Томаса Манна пока ничего не читала из крупного, только некоторые новеллы. Но знаю, что личностью он был интересной и, как ты пишешь противоречивой. Клаус видно тоже был непростым.
Зато я читала два тома про историю французского короля Генриха 4 авторства Генриха Манна. Мне книги понравились, даже если там немало выдумано. И мне кажется, что слава Томаса затмила не только сына, но и его брата, что не очень справедливо.

Прибыв после войны в Чехословакию, Клаус поставит своей целью разыскать бывшую жену дяди Генриха (чешскую актрису еврейского происхождения Марию Канова) и их дочь...

Боюсь спросить, что с ними стало?
Фото в конце ты подобрала очень хорошее. Понравилось)


Клаус видно тоже был непростым.

Это точно)

Зато я читала два тома про историю французского короля Генриха 4 авторства Генриха Манна.

Я пока эту книгу Генриха Манна не читала, хотя эпоху люблю и, смею надеяться, немного знаю :) Да и к этому французскому королю отношусь в целом с симпатией... У меня, кстати, есть друг, который этот роман любит и считает, что там много исторически верного, несмотря на разные фантазии (в чём, в принципе, ничего такого нет, мы очень многого не знаем о том времени и его протагонистах). Надеюсь, как-нибудь прочту)

И мне кажется, что слава Томаса затмила не только сына, но и его брата, что не очень справедливо.

Да... Тут ещё один момент. К примеру, когда Споттс упоминает Генриха Манна, он отмечает его симпатию к Сталину, а не делает акцент на его активном отрицании национал-социализма. В своей неприязни к Гитлеру и ко Генрих был гораздо категоричнее, чем его младший брат.

Боюсь спросить, что с ними стало?

Они выжили. С девочкой всё было в порядке, насколько это возможно... Мама была в концлагере...

Спасибо тебе большое за внимание и комментарий, Кристина!))


Да... очень интересно! Поскольку я в своё время прочитал "доктор Фаустус", то совсем не удивился, что его автор пошел в оперу в трагический момент своей жизни (или, как минимум, момент, который должен был быть трагическим). Этот человек почему-то был мне неприятен априори. Есть в его книге о Фаустусе какой-то холодный садизм по отношению к читателям. Другие произведения не читал...
Интересно про Клауса. Как открытый гей он уже бросил вызов фашизму, так что его общественно-политическая позиция могла быть сильно связана с его ориентацией.
Что, безусловно, не умаляет его храбрости и порядочности. Ничего не знал о нём. Спасибо, что так интересно рассказала!
Ты заслужила свой отпуск :)


Я «Фаустуса» не читала... и что-то как-то теперь не хочется) Может, автор биографии тоже его читал и поэтому так негативно видит Томаса?)

Другие произведения не читал...

«Волшебная гора» мне очень понравилась, до сих пор помню рассуждения о времени оттуда, да и неспешный ритм там уместен... но тоже теоретически может вогнать в сон) и советовать ее я бы не стала. Возможно, лучше почитать «Будденброков», принёсших автору Нобелевку.

Я не защищаю Томаса, согласна, что он был далеко не хорошим отцом для Клауса, но пристрастность автора, некоторые его придирки раздражают. Он часто выносит свои суждения постфактум, зная всю историю, тогда как Томас не знал, что случится через месяц или неделю... Например, почему желание писателя сохранить немецкоязычных читателей стало малодушием?

открытый гей он уже бросил вызов фашизму

Можно сказать и так... но «открытость» Клауса была все же ограничена временем, в котором он жил. С геями боролись и в СССР (Клаус тоже об этом писал).
Естественно, он скрывал свою ориентацию, когда был в армии...
Думаю, можно «прочесть» и по-другому: Клаус не скрывал своих склонностей, потому что хотел таким образом бросить вызов тому, что противно его натуре.
Словом, это все трактовки, а судить лучше по поступкам)

заслужила свой отпуск :)

Не уверена, но чувствую, что он мне нужен :)

Спасибо большое за интересный коммент, Женя!)


Спасибо большое за проникновенно- вдумчивую рецензию о Маннах. Они все - и Томас, и Генрих, и Клаус, и вообще все - великие, сколь бы тяжёл ни был характер у некоторых из них. В политическом смысле они все безупречны, они все - герои, уже потому, что боролись против нацизма. Очень хочется надеется, что там, у Христа, они все прощены и все спасены, они все с Ним...
Скажите, а Споттс сравнивает взаимоотношения Клауса с отцом с его взаимоотношениями с дядей Генрихом? Проводится ли какой- то анализ возможного творческого влияния дяди на племянника? Тут в принципе этот великий творческий треугольник (а учитывая и всех остальных родственников - многоугольник) - это же Клондайк для исследователей.
---
Клауса ещё не читал, Томаса читал много, почти всегда - с превеликим удовольствием, но с ним легко ухватить передозировку :), а с Генрихом у меня анекдотическая история - несколько раз пытался начинать читать его эпопею про Генриха 4 и всякий раз внешние причины (другие книги или совершенно иные обстоятельства) отвлекали от чтения... Я уже не верю, что мне когда-нибудь удастся прочитать его историю Генриха 4. :):):)


Они все - и Томас, и Генрих, и Клаус, и вообще все - великие, сколь бы тяжёл ни был характер у некоторых из них.

Да, у таких удивительных людей часто бывает тяжёлый характер.

Скажите, а Споттс сравнивает взаимоотношения Клауса с отцом с его взаимоотношениями с дядей Генрихом?

Вот такого анализа мне в книге не хватило. Споттс очень мало пишет о Генрихе Манне и почти ничего о его взаимоотношениях с племянником. Даже толком не упоминает, что дядя Клауса раньше, чем его младший брат, стал врагом нацизма...

Томаса читал много, почти всегда - с превеликим удовольствием

А что вам особенно понравилось у Томаса?

Я уже не верю, что мне когда-нибудь удастся прочитать его историю Генриха 4.

А я пока даже не начинала... два тома требуют времени, но в планах есть :) Эпоха там всё-таки интереснейшая, хоть мы и не так много знаем о ней достоверно)

Спасибо вам большое за внимание к моей скромной рецензии и комментарий!)


Всегда очень рад Вас читать.
У Томаса Манна очень понравилась эпопея ''Иосиф и его братья''. Это именно художественно- философское, очень эстетически насыщенное произведение, далеко не во всём ортодоксальное, но во многом благодаря этой книге я отбросил свой детско- юношеский атеизм.
Всеохватный анализ ветхозаветных сюжетов Книг Моисеевых, при этом большое внимание психологии народной жизни, материальной культуре, хозяйствованию людей Ближнего Востока. Блестящее знание механизмов мифологического сознание и тонкое стилистическое мастерство в вовлечении структур этого сознания в современный Манну роман. + Смелый общественно- политический подтекст - про еврейских библейских героев создаётся величественное произведение, и создатель его - блестящий представитель немецкого древнего купеческого рода... Для Европы 1930- х годов, в значительной части уже поражённой нацизмом, это очень серьёзный поступок. Это - создание собственной личной судьбы, против всякой нацистской кривды облагораживающей историю будущей Германии, это воссоздание возможности существования после войны новой немецкой культуры, это акт смывания антисемитской скверны с души немецкого народа, это попытка мольбы о прощении немецкого народа, попытка указания пути немецкой культуре, пути, где есть, чёткое указания - мерзость нацистской тупой злобы не равна немецкой культуре...
И далее про каждый манновский роман можно составить не менее хвалебный отзыв.


О, благодарю Вас за такой душевный разбор "Иосифа и его братьев". С интересом прочитала Ваш отзыв!


Спасибо.