Больше рецензий

2 сентября 2020 г. 03:03

756

5 Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Сперва я не хотела ничего писать по поводу этой книги. Но по прошествии времени она никак не выходила у меня из головы. И дело не в спорном сюжете и не в том, что "он гей, а она алкоголичка", как заявляет аннотация. А в чём-то между строк, что раскрывается позже, когда мысленно начинаешь сортировать прочитанное по полочкам.
Вот так, спустя неделю, и приходишь к мысли: тебе всё-таки есть, что сказать.

Замысловатых поворотов тут можно не искать. Вся книга - это рассказ о повседневной жизни одной японской семьи.
Говоря о браке по расчету, большинство в первую очередь думает о финансовой стороне вопроса. Но я думаю, каждый брак можно назвать расчётливым, просто от избранников нам нужно разное. Один жаждет получить любовь от партнёра, другой - защиту и спасение от одиночества, третий - детей, четвёртый - статус "женатого/замужней", и так до бесконечности (подставьте свой вариант). Поэтому не вижу ничего странного в том, какой брак получился у Муцуки и Сёко, потому что каждый из них получил от этой "семейной" сделки то, что хотел. Другое дело, как на это смотрит общество в лице родителей и друзей. Это одна из проблем, которая поднимается в книге.

Меня всегда умиляло наблюдать за тем, как окружающие люди настаивают на определённой линии поведения, руководствуясь общепринятыми правилами норм и морали. Точнее, их интерпретацией этих норм, что вообще крайне субъективно. Но факт остаётся фактом - большинство так и норовит пояснить ближним, как им стоит жить. И далеко не каждый ближний готов отстоять свою точку зрения или пойти против течения, если его видение жизни и отдельных её частей отличается. Именно такая ситуация и приключилась с героями Каори Экуни. Добрые родители, понятное дело, из лучших побуждений стали подталкивать своих детей к браку, считая, что он решит все проблемы. Наивно, зато можно ущербных отпрысков скинуть на плечи другого человека и свято верить: всё разрешится само собой. А когда оно таки (логично) "не разрешилось", самое время смотреть с укоризной и бросаться обвинениями. То есть самим заварить кашу, бросить других её расхлёбывать и в конце обидеться, что не расхлебали, - класс. Вокруг это происходит сплошь и рядом, и оттого злит ещё сильнее.

Вторая проблема - это отношение главных героев к ситуации, в которой они оказались. Оба без сопротивления пошли у родителей на поводу и стали ходить на омиай (свидания с целью образования семьи), хотя ни кому из них на самом деле свадьба не была нужна. И встретив друг друга, одинаковых в своей безнадёжности, они решают поддаться эскапическим настроениям. Ведь основная цель их брака - чтобы окружающие наконец оставили их в покое. Но тут между Сёко (женой) и Муцуки (мужем) следует сделать разграничение. Поскольку их мотивация и основанное на ней поведение в корне отличаются.

Муцуки. Человек с добрым нравом, весь из себя такой хороший, терпеливый, заботливый, но слишком мягкий внутри, словно ему не достаёт того самого стержня. Хоть он и взрослый, самодостаточный, финансово независимый мужчина, Муцуки не в состоянии принимать глобальные решения. Он то и делает, что плывёт по течению, пуская всё на самотёк. Его беда не в том, что он гей, а в личной неопределённости. У меня сложилось впечатление, что Муцуки не понимает до конца, чего он хочет от жизни. В попытках доказать обратное, в первую очередь себе, он соглашается на этот брак, раскрыв все карты перед Сёко. Однако в процессе семейной жизни Муцуки постоянно мечется между женой, любовником, родителями, друзьями. От этого страдает и он сам, и те, кто его искренне любит. Я всё ожидала, когда же наступит та точка кипения, и Муцуки будет вынужден самостоятельно что-то предпринять. Но чуда не произошло. Трудности Муцуки предпочитал игнорировать, прикрываясь своим "терпением" или "патологической честностью". Только куда девалась эта честность, когда нужно было заглянуть в себя? Как по мне, его отношение к происходящему напоминало безразличие, уход от реальности в ожидании, пока кто-то другой его не спасёт. Чем и занимались Сёко и Кон (любовник) - всю книгу тащили Муцуки на буксире.

Сёко. Женщина, которую разрывала пустота. Она не тот человек, в котором что-то надломилось. Нет, в ней чего-то не хватало изначально, чего-то жизненно необходимого, важного как воздух. И Сёко, ясно это ощущая, не понимала - чего конкретно. Любви? Принятия? Желания иметь близких по духу? А может - смысла жизни? Не понимала, зато пыталась это найти. Что действительно печально в её ситуации - она обращалась за помощью, но всем было на неё плевать. Родители, вместо того чтобы подумать об истоках проблемы и путях её решения, сплавили дочурку мужу на попечение. Подруга вообще не вникала в жизнь Сёко. Психиатр находился в своём мире, не слушая пациентку и отбиваясь стандартными советами. А сама Сёко, стараясь хоть как-то справиться с собой, пыталась забыться в алкоголе и своих фантазиях. Её постоянные истерики - ничто иное как сигнал о помощи, которой она так и не дождалась. Тем не менее, я считаю Сёко самым сильным персонажем этой книги, поскольку она нашла в себе силы и решимость, чтобы помочь самой себе. И в дополнение - спасти всех окружающих - так, как смогла.

Возможно, финал большинством не воспримется как "спасение". Ведь ненормальный по общим меркам брак лишь сильнее вышел за рамки обыденного. Но семейная жизнь людей - это их личное дело. И если каждый участник по-настоящему счастлив - разве это не прекрасный результат? В конце концов мы говорим о взрослых людях, которые вправе строить свою жизнь, как им заблагорассудится.
Да, Муцуки запутался в том, чего он хочет больше - быть нормальным в глазах общества или счастливым для себя. Сёко балансировала на грани, чтобы заполнить пустоту внутри и не скатиться в глубины своего сознания. Но брак спас их обоих и подарил то, в чём они нуждались больше всего: на кого можно положиться и ради кого стоит жить. А также неподдельную любовь, доверие и принятие людей, какие они есть. По-моему, отличное завершение такой непростой истории.