Больше рецензий

11 апреля 2012 г. 22:42

644

4

Бедное-бедное слово "нелицеприятный", и тут тебя помянули не к делу в самом начале. После этого читать «Игру ангела» я стала уже с этакой пренебрежительной физиономией, вроде как заливную рыбу мне предлагают. Сначала вообще считала её плохой пародией на «Милого друга» или «Мартина Идена», потом изо всех щелей стремительно повалили пауки, черти, тени, зеркала и прочая атрибутика, так что с мыслями о Жоржах-Мартинах пришлось распрощаться.

Итак:

1. Это редкий и впервые в жизни увиденный мной жанр лубочной готики. Иной раз казалось, что автор просто выписал из энциклопедии все слова с тегом «ужасы» и «мистика», а потом щедрой рукой впихивал их в текст, как запихивают в и без того полный чемодан лишнюю пару обуви. И всё это как-то густо и пусто до такой степени, что сразу понимаешь: паук резиновый, зеркало плохо вымыто, а вместо вампира — сторож дядя Вася, надевший на зубы колпачки от фломастеров и закапавший в глаза (или не в глаза? О___о) водки для эффекта свирепости. Вообще, ассоциации с детскими страшилками а-ля «Зелёный пистолет» очень чёткие, только те детские истории пожутче будут.

2. Главный герой — Марти Сью без страха и упрёка, высублимированный автором персонаж, который ничего общего не имеет с людьми из плоти и крови. Обычно люди про себя мечтают о волшебнике на голубом вертолёте, который купит у них за мильён долларов и золотые часы какой-нибудь унылый роман, а потом на халяву ещё и гением объявят. Сафон здесь мечтает об этом вслух, громко и с подробностями. За каждым кустом — бриллиантовый рояль, за каждым роялем — ещё один куст, а герой разговаривает исключительно фразами из сборника «Тысяча и одна умная мысль известных людей, заучив которые, вы сможете поразить пьяную тринадцатилетнюю девушку на вечеринке»…

3. … кстати, так разговаривают все без исключения персонажи. Как по бумажке. Причём иногда «афоризм» вообще не имеет никакой привязки к ситуации, а занесён, наверное, просто потому, что сию секунду пришёл в голову автору. Например, в одном месте в текст умную мысль запихнули так: главный герой бегает по комнате и думает, что будет делать дальше, вдруг хватает собственную книгу со стола и читает первый попавшийся абзац, который ну просто блещет остротой мысли. «Ух, какой я умный!» — поражается герой и идёт делать свои дела дальше. Фраза с событиями, мыслями или хоть чем-то в романе вообще никак не связана. Но она есть, и теперь её можно выписать в блокнот или даже поставить в статус где-нибудь в соцсети.

4. Сюжет, логика внутренних эпизодов, логика поведения героев в различных сценах, индивидуальные характеры, логика, логика, логика, где вы, ау?

5. Всё чрезвычайно пафосно и так же неправдоподобно. Удивительно, что автор не выделяет каждое второе слово, начиная его с большой буквы, чтобы придать Значительность.

6. Увы, но сцены, которые должны быть самыми эмоционально напряжёнными, экзистенциальными и значимо важными для романа, где один только голый экшен (скандалы, интриги, расследования, утопления, убийства, пожары и всякая жуть) написано сухо, скупо и до зевоты обыденно. Как полицейская хроника, только даже поржать не над чем. Визуальная картинка на многих моментах вообще не рисуется.

И всё же… Мне понравилось. Даже, наверное, очень. И резиновые пауки, и лубочность, и картонные заготовки персонажей. Удивительно редкий случай, когда куча минусов друг друга перегрызли, так что весь роман читался как упрощённый развесёлый комикс, от которого не будешь требовать глубины и «цепляемости». Советовать, конечно, вряд ли кому-то буду, но сама удовольствие получила.

Флэшмоб 2012, огромное спасибо за совет el_lagarto . Меня уже ждёт "Тень ветра"! =)

Ветка комментариев


мило)))