Больше рецензий

SayaOpium

Эксперт

в сортах нечистот (и не только)

4 августа 2020 г. 14:56

1K

3.5

Начну рецензию не с книги, а с издательства, которое издало (и сейчас издаёт) Рю КАК БЫ В ОДНОЙ СЕРИИ НО КАК БЫ И В ТРЁХ. Половина книг глянцевые, половина нет, у каких-то сочетаются цвет обложки и имени автора на корешке, у каких-то нет, у третьих имя автора по неизвестным причинам написано милиписечным шрифтом. Вишенка на торте: конкретно на этой книжке есть цитата из рецензии, размещённой на нашем любимом сайте, но в источнике указан сайт, а не автор рецензии. Насколько это вообще должно быть обидно?
Теперь о книге: я ожидала, что именно "Танатос" понравится мне больше всех, именно историю Рейко я ждала, а в итоге - пуф. Трилогию явно нужно читать подряд, это я могу сказать определённо. Для меня это был как один длинный трип, после "Экстаза" ставший бэд. Первая часть явно моя любимая, скорее всего потому, что там героев только представляют, и читателю достаётся прикидывать, а какие они люди, а как оценивать их поступки и их самих. В дальнейшем нам остаётся только добавлять штрихи к уже сложившейся картине. Хотя "Меланхолия" эту картину меняет. "Танатос" же раскрывает, что именно имели ввиду люди, рассказывающие нам о Рейко: психически нездоровая (как и все персонажи), возможно, аутистка (об этом прямым текстом говорит один момент, но насколько ему верить - решать читателю), неспособная полюбить ни себя, ни что-либо ещё. Пустая оболочка. Чёрная дыра.
В описании звучит занятно, но книга в занятности нам отказывает. Очередной взгляд на отношения с Язаки, который, скорее, не взгляд, а пересказ: Рейко идеально заучила свои слова и выпаливает их без пауз (предложения на несколько страниц, как вам такое?). Нового он не добавляет практически ничего, разве что, помогает понять, почему всё-таки после расставания с Рейко Язаки ушёл на дно.
По-настоящему много здесь взгляда на японское общество и его сравнение с другими, чаще всего - с кубинским. Критика "ментальности группы", но и критика индивидуализма, как двух полюсов самоопределения. Это всё интересно, но "Экстаз" рассказывал нам совсем, СОВСЕМ другую историю, и такое окончание трилогии несколько удивляет, хотя шпильки в адрес японского общества были во всех трёх частях. Проще и понятнее всего описать эту трилогию как рассказ о трёх людях, и каждая часть - воплощение главного героя. Абсолютно сумасшедший и полный секса "Экстаз" - нимфоманка Кейко, размеренная и неоднозначная "Меланхолия" - Язаки, пустой пересказ "Танатос" - пустая актриса Рейко. И об этой троице интересно размышлять, их отношения и поступки интересно оценивать и вертеть, рассматривая с разных сторон.