Больше рецензий

30 июля 2020 г. 07:30

3K

4 Невыносимая лёгкость (или тяжесть?) бытия

«Мы немножко недоделаны и недоношены. Но в нас есть заколдованность».

В «Вальпургиевой ночи» можно увидеть художественную иллюстрацию известных фактов борьбы советской власти с диссидентами, отправляемыми в психиатрические больницы. Но при взгляде на пьесу с несколько иной точки зрения становится заметным более глубокий её смысл: своеобразная попытка разрешения героем проблемы человеческого существования. Невозможность достичь единения способна привести к безумию или смерти, так как отчаяние полного одиночества и отчуждённости можно преодолеть лишь путём ухода от внешнего мира. И при чтении этой трагедии вспоминаются произведения, не имеющие прямого отношения к СССР: «Над кукушкиным гнездом» Кизи и «Палата №6» Чехова. Старший врач больницы сразу ассоциируется со старшей сестрой Гнусен (Кизи), а палата №3 - с палатой №6 (Чехов). Если обратиться к символическим значениям, то число 6 связано с дьяволом, а 3 – символ Троицы, знак присутствия Бога. Однако события в третьей палате происходят именно в Вальпургиеву ночь, когда бывают сборища и разгулы нечистой силы.

Главный персонаж пьесы Лев Гуревич – в больнице «новичок… Бред правдоискательства, чувство ложно понятой чести и прочие атавизмы…». Внутренний мир обитателей третьей палаты – вся Земля: «Итак, я люблю Россию, она занимает шестую часть моей души». А внешний мир сосредоточен в замкнутом пространстве палаты, из которого нет выхода. «Зачем я здесь, коли здоров, как бык?». «Кричи-кричи – ни до кого не докричишься». Понятие "заколдованного круга", явно присутствующее у Чехова, прослеживается и в творчестве Ерофеева. Причём не только в этой пьесе, но и в прозаической поэме «Москва – Петушки», главный герой которой мыслил так: «Этот круг, порочный круг бытия – он душит меня за горло».

Самая глубокая потребность человека – преодоление своей отчуждённости и одиночества, так как осознание разобщённости – источник чувства тревоги и вины. И у поэта Гуревича «умысел был: разобщённых – сблизить». Наиболее часто встречающийся способ единения основан на подчинении группе, хотя большинство людей даже не осознают этой своей потребности подчиняться. А подчинение толпе даёт ощущение безопасности и спасает от переживания одиночества. Но обитателями третьей палаты такой способ преодоления отчуждённости (по сути своей являющийся псевдоединством) был отвергнут изначально, иначе они не оказались бы в психиатрической клинике «по причине их внутренней несклонности к социальной адаптации».

Другой путь достижения единства – всевозможные оргиастические состояния (испытываемые, например, в ритуалах первобытных племён и языческих обрядах), которые иногда могут вызываться с помощью специальных средств (алкоголь, наркотики). По подобному пути и пошёл Гуревич в Вальпургиеву ночь, плавно переходящую в первомайский рассвет Дня международной солидарности трудящихся: «Мы отмечаем сегодня вальпургиево празднество силы, красоты и грации! Ха-ха! Танцуют все!».

Итак, оргия! Преображающее действо начинается. Заменой слезам, порождённым отчаянием, становится карнавальный смех. Тяжесть на сердце прикрывается лёгкостью. А пародийные и ироничные речи смягчают ощущение безысходности. И всю ночь продолжают обитатели палаты «водку пьянствовать и дисциплину хулиганить». Но достигнутое подобным образом единство с миром, охватывающее и душу, и тело, является преходящим и вызывает необходимость повторения. Выбранный же героем радикальный способ разрывания порочного круга заставляет его пуститься в гибельную пляску со смертью.


«Не опускаться – падать дальше начинаю.
Я нынче ночью разорву в клочки
Трагедию, где под запретом ямбы,
Короче, я взрываю этот дом!»

Трагичный финал пьесы допускает самые разные толкования. «Занавес уже закрыт, и можно, в сущности, расходиться. Но там, по ту сторону занавеса, продолжается всё то же, и без милосердия. Никаких аплодисментов». Однако Вальпургиевой ночью главным персонажем трагедии было проложено начало пути к манящей свободе: от достигнутого сближения разобщённых – через проявления протеста – к акту неповиновения. И при подобном восприятии произведения такая развязка-уход символизирует освобождение героев (правда, очень высокой ценой!) от ставшего просто невыносимым бытия...

картинка Ludmila888

Комментарии


Думаю, для Венечки Ерофеева, пьющего интеллектуала, было крайне важно переложить ответственность за собственную болезнь на кого-то еще, Советская власть для этого хорошо подходила. Вот он и представил советское общество разделенным на благополучных и неблагополучных - врачей и больных, первые - часть системы, вторые - из системы выпадающие. Первым открыт путь ко всем благам, вторые обречены.
Однако, Советской власти давно нет, а алкашей меньше не становится, так что проблемы Вениной и его собутыльников неприкаянности нужно искать не столько вовне, сколько внутри. Каждый находит в этом мире то, в чем он нуждается, при одних и тех условиях одни находят себя и свое предназначение, другие спиваются. При любой власти.


Мне кажется, что в пьесе имеется несколько слоёв понимания, среди которых можно выделить и социологический, и психологический. Возможно, для Ерофеева более важными были социально-экономические факторы. Но при взгляде на пьесу из 21 века лично мне ближе философско-психологическая точка зрения, так как она делает восприятие более универсальным, не привязывая его к конкретному времени и месту. Хотя, конечно, нельзя чётко отделять психологию от социологии и экономики, так как они взаимосвязаны.


Но, как раз в психологическом аспекте Венечка глубоко вторичен... перепевы чужих мелодий под свою специфику...


Сергей, для Вас у меня тоже есть награда
картинка Zhenya_1981


Класс. Под такую медаль придется покупать спортивный костюм :)


А под спортивный костюм - туфли.
И обмыть медаль, разумеется, не помешает


За советский спорт и советскую медицину !!!
7


картинка Ludmila888

Я требую продолжения банкета!!!

картинка Ludmila888

"Ха-ха! Танцуют все!" (В.Ерофеев "Вальпургиева ночь")

картинка Ludmila888


За советский спорт и советскую медицину !!!

не чокаясь...


Спасибо, Людмила.
Очень интересно.

«Над кукушкиным гнездом» Кизи и «Палата №6» Чехова

Всё-таки советские психушки по контингенту, наверное, интересней американских и дореволюционных. Как Вам кажется?


И, кстати, позвольте Вас наградить!
картинка Zhenya_1981


Вот это да! Позволяю! И благодарю!!! )))

картинка Ludmila888


Всё-таки советские психушки по контингенту, наверное, интересней американских и дореволюционных. Как Вам кажется?

Да уж! Медали обмыты на славу! Так как мы тут вчера (вслед за персонажами пьесы) принялись «водку пьянствовать и дисциплину хулиганить», то я про этот вопрос напрочь забыла. ) А ведь сравнить контингент психушек действительно интересно.

Пациенты дореволюционной и советской палат, в отличие от большинства обитателей заокеанского гнезда кукушки, находились в больнице принудительно. Причём среди них были и психически здоровые люди. И хотя главный "птенец" кукушкиного гнезда тоже не имел отклонений в психике, но он их успешно симулировал. Поэтому его попадание в клинику можно считать добровольным, потому что именно этого он и хотел. Жители обеих палат (№6 и №3) – люди мягкие, наивные, готовые лишь к словесному протесту, но не на бунт. Правда, Вальпургиевой ночью всё же была проявлена способность главного героя на акт неповиновения. Но ценой обретённой свободы стала жизнь. А вот некоторым "птенцам" кукушкиного гнезда в конце концов удалось опериться, расправить крылья и вылететь из гнезда на свободу подлинную.


Угу. То есть из трёх психушек только вождь и спасся.
Или потому, что "немым" был.
У Тимура Шаова есть "Мумузикл" и там Герасим поёт в своей арии:

«Болтать - себе дороже» - принцип мой!
Я это говорю вам как немой.

Когда я ем, я глух и нем,
Когда не ем, я глух и нем.
Бывает, я возмущён, но вместе с тем
Я глух и нем, я глух и нем.
Ух, я сказал бы! Но зачем?
Я глух и нем, я глух и нем.

Я глу-у-у-у-у-у-у-у-ух и нем.

Собака лает -
Я залаять не смог.
Никто не знает,
Как мой путь одинок.
Сидеть на шконке
Иль ходить в холуях,
Молчать в сторонке –
Судьба моя.

Видимо, единственное спасение, и в Комбинате, и в исправительных учреждениях


Угу. То есть из трёх психушек только вождь и спасся.
Или потому, что "немым" был.

Ну, всё же не совсем так было. Спасся не только вождь. Часть больных перевелись в другое отделение, чтобы быть подальше от Старшей сестры. А часть – вообще выписались. Кто-то сделал это свободно, а кто-то – под расписку вопреки совету медиков. И Хардинг домой вернулся. Насильно никто никого не удерживал, каждый лично делал свой выбор. А вождь сам решил немного задержаться, чтобы посмотреть, что будет. Но к этому времени он уже сбросил свою маску глухонемого и вовсю разговаривал.


Интересная рецензия, спасибо, Людмила)

Тоже на ум пришёл Кизи ( не один пришёл, с Чеховым)).
Про 3 палату... да, вы правы, это ещё и 3 планета от солнца.
Еrgo.. Палата Чехова, это 6 планета, Сатурн, с его кольцами, кругами ада, вечно повторяющимися?

А ощущение безопасности даёт не только подчинение толпе, но и.. подчинение безвольное некой революционной и яркой свободе, бунту искусства и т.д.
Эх, грустно..


Большое спасибо за отклик, Саша! )