Больше рецензий
30 июля 2020 г. 07:30
3K
4 Невыносимая лёгкость (или тяжесть?) бытия
Рецензия«Мы немножко недоделаны и недоношены. Но в нас есть заколдованность».
В «Вальпургиевой ночи» можно увидеть художественную иллюстрацию известных фактов борьбы советской власти с диссидентами, отправляемыми в психиатрические больницы. Но при взгляде на пьесу с несколько иной точки зрения становится заметным более глубокий её смысл: своеобразная попытка разрешения героем проблемы человеческого существования. Невозможность достичь единения способна привести к безумию или смерти, так как отчаяние полного одиночества и отчуждённости можно преодолеть лишь путём ухода от внешнего мира. И при чтении этой трагедии вспоминаются произведения, не имеющие прямого отношения к СССР: «Над кукушкиным гнездом» Кизи и «Палата №6» Чехова. Старший врач больницы сразу ассоциируется со старшей сестрой Гнусен (Кизи), а палата №3 - с палатой №6 (Чехов). Если обратиться к символическим значениям, то число 6 связано с дьяволом, а 3 – символ Троицы, знак присутствия Бога. Однако события в третьей палате происходят именно в Вальпургиеву ночь, когда бывают сборища и разгулы нечистой силы.
Главный персонаж пьесы Лев Гуревич – в больнице «новичок… Бред правдоискательства, чувство ложно понятой чести и прочие атавизмы…». Внутренний мир обитателей третьей палаты – вся Земля: «Итак, я люблю Россию, она занимает шестую часть моей души». А внешний мир сосредоточен в замкнутом пространстве палаты, из которого нет выхода. «Зачем я здесь, коли здоров, как бык?». «Кричи-кричи – ни до кого не докричишься». Понятие "заколдованного круга", явно присутствующее у Чехова, прослеживается и в творчестве Ерофеева. Причём не только в этой пьесе, но и в прозаической поэме «Москва – Петушки», главный герой которой мыслил так: «Этот круг, порочный круг бытия – он душит меня за горло».
Самая глубокая потребность человека – преодоление своей отчуждённости и одиночества, так как осознание разобщённости – источник чувства тревоги и вины. И у поэта Гуревича «умысел был: разобщённых – сблизить». Наиболее часто встречающийся способ единения основан на подчинении группе, хотя большинство людей даже не осознают этой своей потребности подчиняться. А подчинение толпе даёт ощущение безопасности и спасает от переживания одиночества. Но обитателями третьей палаты такой способ преодоления отчуждённости (по сути своей являющийся псевдоединством) был отвергнут изначально, иначе они не оказались бы в психиатрической клинике «по причине их внутренней несклонности к социальной адаптации».
Другой путь достижения единства – всевозможные оргиастические состояния (испытываемые, например, в ритуалах первобытных племён и языческих обрядах), которые иногда могут вызываться с помощью специальных средств (алкоголь, наркотики). По подобному пути и пошёл Гуревич в Вальпургиеву ночь, плавно переходящую в первомайский рассвет Дня международной солидарности трудящихся: «Мы отмечаем сегодня вальпургиево празднество силы, красоты и грации! Ха-ха! Танцуют все!».
Итак, оргия! Преображающее действо начинается. Заменой слезам, порождённым отчаянием, становится карнавальный смех. Тяжесть на сердце прикрывается лёгкостью. А пародийные и ироничные речи смягчают ощущение безысходности. И всю ночь продолжают обитатели палаты «водку пьянствовать и дисциплину хулиганить». Но достигнутое подобным образом единство с миром, охватывающее и душу, и тело, является преходящим и вызывает необходимость повторения. Выбранный же героем радикальный способ разрывания порочного круга заставляет его пуститься в гибельную пляску со смертью.
Я нынче ночью разорву в клочки
Трагедию, где под запретом ямбы,
Короче, я взрываю этот дом!»
Комментарии
Думаю, для Венечки Ерофеева, пьющего интеллектуала, было крайне важно переложить ответственность за собственную болезнь на кого-то еще, Советская власть для этого хорошо подходила. Вот он и представил советское общество разделенным на благополучных и неблагополучных - врачей и больных, первые - часть системы, вторые - из системы выпадающие. Первым открыт путь ко всем благам, вторые обречены.
Однако, Советской власти давно нет, а алкашей меньше не становится, так что проблемы Вениной и его собутыльников неприкаянности нужно искать не столько вовне, сколько внутри. Каждый находит в этом мире то, в чем он нуждается, при одних и тех условиях одни находят себя и свое предназначение, другие спиваются. При любой власти.
Мне кажется, что в пьесе имеется несколько слоёв понимания, среди которых можно выделить и социологический, и психологический. Возможно, для Ерофеева более важными были социально-экономические факторы. Но при взгляде на пьесу из 21 века лично мне ближе философско-психологическая точка зрения, так как она делает восприятие более универсальным, не привязывая его к конкретному времени и месту. Хотя, конечно, нельзя чётко отделять психологию от социологии и экономики, так как они взаимосвязаны.
Но, как раз в психологическом аспекте Венечка глубоко вторичен... перепевы чужих мелодий под свою специфику...
Сергей, для Вас у меня тоже есть награда
Класс. Под такую медаль придется покупать спортивный костюм :)
А под спортивный костюм - туфли.
И обмыть медаль, разумеется, не помешает
За советский спорт и советскую медицину !!!
Я требую продолжения банкета!!!
"Ха-ха! Танцуют все!" (В.Ерофеев "Вальпургиева ночь")
не чокаясь...
Спасибо, Людмила.
Очень интересно.
Всё-таки советские психушки по контингенту, наверное, интересней американских и дореволюционных. Как Вам кажется?
И, кстати, позвольте Вас наградить!
Вот это да! Позволяю! И благодарю!!! )))
Да уж! Медали обмыты на славу! Так как мы тут вчера (вслед за персонажами пьесы) принялись «водку пьянствовать и дисциплину хулиганить», то я про этот вопрос напрочь забыла. ) А ведь сравнить контингент психушек действительно интересно.
Пациенты дореволюционной и советской палат, в отличие от большинства обитателей заокеанского гнезда кукушки, находились в больнице принудительно. Причём среди них были и психически здоровые люди. И хотя главный "птенец" кукушкиного гнезда тоже не имел отклонений в психике, но он их успешно симулировал. Поэтому его попадание в клинику можно считать добровольным, потому что именно этого он и хотел. Жители обеих палат (№6 и №3) – люди мягкие, наивные, готовые лишь к словесному протесту, но не на бунт. Правда, Вальпургиевой ночью всё же была проявлена способность главного героя на акт неповиновения. Но ценой обретённой свободы стала жизнь. А вот некоторым "птенцам" кукушкиного гнезда в конце концов удалось опериться, расправить крылья и вылететь из гнезда на свободу подлинную.
Угу. То есть из трёх психушек только вождь и спасся.
Или потому, что "немым" был.
У Тимура Шаова есть "Мумузикл" и там Герасим поёт в своей арии:
Видимо, единственное спасение, и в Комбинате, и в исправительных учреждениях
Ну, всё же не совсем так было. Спасся не только вождь. Часть больных перевелись в другое отделение, чтобы быть подальше от Старшей сестры. А часть – вообще выписались. Кто-то сделал это свободно, а кто-то – под расписку вопреки совету медиков. И Хардинг домой вернулся. Насильно никто никого не удерживал, каждый лично делал свой выбор. А вождь сам решил немного задержаться, чтобы посмотреть, что будет. Но к этому времени он уже сбросил свою маску глухонемого и вовсю разговаривал.
Интересная рецензия, спасибо, Людмила)
Тоже на ум пришёл Кизи ( не один пришёл, с Чеховым)).
Про 3 палату... да, вы правы, это ещё и 3 планета от солнца.
Еrgo.. Палата Чехова, это 6 планета, Сатурн, с его кольцами, кругами ада, вечно повторяющимися?
А ощущение безопасности даёт не только подчинение толпе, но и.. подчинение безвольное некой революционной и яркой свободе, бунту искусства и т.д.
Эх, грустно..
Большое спасибо за отклик, Саша! )