Больше рецензий

Darguch

Эксперт

Начитанный дилетант...

25 июля 2020 г. 19:17

2K

3

Смотря на запредельный объем данного произведения, сразу же зарождаются ложные ожидания. В голове мелькают образы проработанных героев и многочисленные сюжетные повороты. Аннотация в свою же очередь дарит надежду на обширную космическую оперу. В итоге же мы получаем пресный детектив с перегруженными диалогами и большим количеством параллельных линий, которые редко пересекаются. Давайте разберем роман на составляющие и вычленим все основные плюсы и минусы.

1) Персонажи. Их тут более десятка и в этом существенная проблема. Первые три сотни страниц мы пытаемся понять кто из них кто. При этом проработанности у персонажей нет, они сравни картонным болванчикам. Наиболее прописана лишь Паула Мио. Но это не самое страшное. Герои очень глупы и не замечают очевидных истин. Им гораздо интересней рассуждать о политике, деньгах и сексе. Финальный твист с переключением общей парадигмы на поиск «Звездного странника», вызвал у меня истерический смех.
2) Технологии. Тут все более интересно. Перед нами два основных фантастических направления: клонирование людей и использование генераторов червоточин. Человеческое сознание сохраняется, как в специальных кристаллах, так и в специальных хранилищах киберсферы. Биологическая оболочка стала, копируема и перестала быть важной основой жизни. Вы можете выбрать любое тело и отредактировать любые ваши воспоминания, ограничения для этого весьма условны. Червоточины в свою очередь являются переходами между сотнями миров. Наличие червоточин убило в зародыше управляемую космонавтику. Вместо неё мы видим использование погрузочных шаттлов и искусственных спутников. Но главная проблема, что обе технологии не описаны на фундаментальном уровне. Они просто есть. Мы видим, как люди исследуют новые миры через червоточины, или как персонажи восстанавливаются после смерти или «омоложения». Но мы не знаем, как это происходит. В любой качественной научной фантастике должен быть описательный базис вокруг которого строится придуманный мир.
3) Экспозиция. Сотни миров вселенной Содружества, которые похожи на отдельные государства Земли. Нас ждут титанические описания: Венеции, Эдинбурга, Штатов и т.д. У планет нет изюминки, и нам приходится продираться через десятки страниц описаний лугов и полей, которые мы можем увидеть из окна. Ситуация немного меняется во время приключений Оззи, но это не спасает роман.
4) Политический строй. Корпоративный капитализм в худших его проявлениях. Миром правят не просто корпорации, а бессмертные семейства. Несколько поколений бессмертных баловней судьбы, полностью обеспечивают все политические и экономические должности в рамках целых систем. Единственный реальный социальный лифт, это начало жизни на отдаленной планете, до которой ещё не дотянулся экспансионистский взор крупных семейств.
5) Ментальность. Наверное, лучшая часть книги. С обретением бессмертия разума, человек пересмотрел свое отношение к жизни. Теперь, что бы достичь целей, можно потратить несколько жизней, но за эти жизни надо платить. Если для богатых это стандартная процедура, то для бедных это превращается в самоцель: жить и зарабатывать ради жизни. При этом те, кто живут первую жизнь, в обществе воспринимаются детьми: они стараются воплотить мечты и стремления в рамках первого опыта. С точки зрения морали, отношения с людьми первой жизни, находятся на уровне близкому к развращению малолетних.
6) Инопланетяне. К сожалению, «космические эльфы» и разумный мир-заповедник с его обитателями нам не раскрыты. Единственное, на чем акцентирует внимание автор, так это полное непонимание человечеством менталитета других цивилизаций. Раса антагонистов прописана более подробно: это коллективно зависимый разум, рационально заточенный на экспансию. Логика простая: если он распространится по всей галактике, он не сможет умереть. К сожалению, такой подход присущ для бесчисленных орд тиранидов (из известной вселенной) в боевой фантастике, чем для интересного конфликта в фантастике научной.
7) Сюжет, арка детективная. Очень много вопросов к логичности и действиям полиции. Один век пытаться обезвредить преступную группировку без реальных операций? Я удивлен, что у следователя лишь сейчас возникли вопросы. Имеются вопросы и к их противникам. Мышиная возня не позволит изменить планы «Звездного странника». В будущем намечается синергия этих узколобых группировок. Будет забавно.
8) Сюжет, арка политическая. Господи, если вы играетесь в Омерту мира будущего, то это должно быть прописано! Но нет, все слишком поверхностно. Властители судеб пафосно рассуждают о назначениях и делятся мыслями о сексуальных партнерах. Серьезно, кроме пары совещаний и одного ланча, в этой книге нет ни малейшего раскрытия политической подноготной мира Содружества! В такие моменты кажется, что читатель попал в дебри викторианского романа.
9) Сюжет, космическая арка. Аннотация уверяла нас о противостоянии человечества с незримыми инопланетянами. В ответ мы получили пару разведывательных полетов и массовое вторжение пришельцев в последних частях книги.
10) Сюжет, арка Оззи. Рефлексивный поиск пути и загадок вселенной, гениального изобретателя и его спутников, скорее бы подошел для другого формата научной фантастики. Тем не менее, сюжет получился рефлексивным и перспективным.
11) Пересечения с другими авторами. Изоляция цивилизаций и мрачный капитализм были в книгах Гибсона и Нивена. Путешествие по тропам среди звезд и искусственный интеллект на основе человеческих разумов, это дань Саймаку. А от вторжения инопланетян попахивает классикой Уэллса.

Подведем итог. Эта книга сборник хороших идей, которые не были раскрыты. Автор увлекся описанием третьестепенных элементов, забыв о проработке и наполненности придуманного им мира. Более половины произведения можно выкинуть в топку и это не повлияет на сюжет. Линейность и объем полностью портят впечатление от романа, показывая отсутствие у автора писательского мастерства. Это не качественная научная фантастика, а посредственный детектив в непроработанных декорациях мира будущего.

П.С. Кстати, это не полноценный роман, а затянувшаяся завязка для второго тома, который толще на одну сотню страниц. Я логически понимаю, что все линии сойдутся вокруг образа «Звездного странника», но я не верю, что все перечисленные недостатки будут преодолены. Графомания победила сюжетную составляющую.

Прочитано в рамках игры: Назад в прошлое! Тур №69.