Больше рецензий

21 июля 2020 г. 14:24

120

5 Спойлер люблю эту книгу

Я не пытаюсь оценивать эту книгу с точки зрения языка, глубины персонажей или логичности сюжета, мне нравится у Дяченко архетипичность, когда неважно, как именно выглядит деревня или сколько точно лет героине (не зря в финале герои названы просто "человек" и "женщина"), и эмоциональность, которой сразу же сопереживаешь, к которой подключаешься и вместе с героями проживаешь внутренне их историю, ощущая в конце что-то вроде катарсиса.
В книге есть все стандартные атрибуты волшебной сказки - принцессы, драконы, замок, морские чудовища, сокровищница, старинное пророчество, заклинания и заколдованные предметы, к которым опасно прикасаться (причем детали получились очень рельефные самодостаточные и придают тексту немалое обаяние). Только вот герои плохо вписываются в стандарты сюжета, и сюжету приходится, как речке среди камней, пробивать себе новый путь.
Дракон должен похитить принцессу, чтобы съесть ее, как велит древняя традиция его предков. но он с детства привык наблюдать за людьми, симпатизирует им и не может выполнить обряд. Он надеется, что за принцессой явится рыцарь-освободитель и можно будет от нее избавиться, сохранив "лицо", но принцесса по местным меркам некрасива и люди предпочитают просто забыть о ней. Так двум персонажам, которых отвергло их привычное окружение, приходится сосуществовать на одной территории и приспосабливаться к новой совместной реальности.
Их отношение друг к другу постепенно смягчается и эмоциональная связь между ними развивается мягко, по-детски трогательно. Любовная линия показана полунамеками - попытка сделать для другого что-то приятное, страх за другого, сны, соприкосновение рук. Такие банальные вещи, как вместе смотреть на звезды, или неуклюжие попытки сделать подарок, не смотрятся глупо или нелепо, им веришь. У обоих героев нет опыта в отношениях с противоположным полом и все их душевные переживания переданы тонко и достоверно.
Но герои не могут остаться вместе, они находятся в плену того, как "должно быть", и поступают соответственно. Принцесса, конечно, скучает по дому, а также не без оснований опасается своего похитителя, так что когда ее детская влюбленность, принц из соседнего королевства, против собственной воли вынужден явиться за ней (он тоже "в плену того, как надо" и обязан совершить подвиг, вступая на престол), она с радостью бросается ему на шею. Дракон считает, что принцессе будет лучше среди людей, и уступает ее принцу.
Но после свадьбы и пары месяцев, полных (впервые в жизни принцессы) всеобщего внимания и исполнения давних мечтаний, она не может вписаться в размеренную дворцовую жизнь, несмотря на ее желание быть хорошей женой и королевой. Она уже испытала, что значит быть самой собой и получать от этого радость ("тот, кто побывал в небе, не сможет жить по законам дворцовых ритуалов"), но ее попытки быть самостоятельной и вмешиваться в дела, а также колкие замечания в присутствии придворных уязвляют самолюбие ее мужа и она становится для него опостылевшей супругой, которой не грех и изменить при случае, да и вообще хорошо было бы от нее избавиться. Принц Остин совсем не злодей по натуре, он не виноват, и принцесса не виновата, просто он подчиняется все тому же "ритуалу", который выше его и который сначала заставляет его освободить принцессу и жениться на ней, а потом охладеть к ней. Изменения, происходящие в нем и в принцессе, переданы через короткие сценки-зарисовки, похожие на застывшие кадры из фильма. Принцесса начинает понимать, что совершила ошибку, но ее сил не хватает на то, чтобы что-то изменить, в финале она совсем безвольна и даже не сидит, а полулежит на песке, где ее решили принести в жертву. Все закономерно движется к ожидаемо грустному концу, пока дракон не решает любой ценой нарушить установленный ход вещей.
Книга, в первую очередь, о силе, на которую способна любовь и перед которой отступает все остальное, она чем-то напоминает фильмы по сказкам Шварца, такая же местами нарочито парадоксальная и забавная, в целом грустная и глубокая.
Концовка очень мощная. Благодаря силе любви дракона, освободившегося от предписанных ритуалов и от страха перед ними, герои избавляются от ролей и становятся не Принцессой, Драконом и Принцем, а просто каждый самим собой. Открытый финал не дает однозначного ответа на вопрос, пережил ли сам дракон эту трансформацию, но он делает осознанный выбор, проявляет то, что является самой сутью человека, и перед мощью этого даже морское чудовище отступает назад, в глубины моря. Темы книги (давление общества, поиск себя, преодоление собственных страхов) выглядят немного подростковыми, но на меня, уже давно далекую от подросткового возраста, книга тоже оказала сильное эмоциональное воздействие и заставила вспомнить волшебство только зарождающейся любви.