Больше рецензий

28 марта 2012 г. 19:26

177

4

Поль де Ман, без сомнения, центральный персонаж Йельской школы литературной критики. Вся группа ориентировалась на деконструкцию, но де Ман занимает абсолютно самостоятельную позицию по отношению к Деррида. В главе "Риторика слепоты" это становится очевидным, когда он обнажает некоторые слепые пятна в "О грамматологии" Деррида и попытках того деконструировать текст Руссо "О происхождении языка". Деррида никогда не отступал перед критикой, на его счету было немало интеллектуальных драк, но здесь сама логика деконструкции разгоняется до таких пределов, что обращается против своего создателя. Причем это делает не де Ман (автор-субъект давно похоронен), это делает текст Руссо через текст де Мана. Это высший пилотаж, на мой взгляд. Собственно поэтому полемики не случилось, был обмен доброжелательными письмами и последующая дружба. Дружба прошла проверку уже после смерти де Мана, когда были найдены его антисемитские и профашистские статьи, написанные в Бельгии в начале 40-х. В том скандале, как и в ситуации с обвинением Куюнжича в sexual harassment, Деррида не побоится публично встать на сторону друзей вопреки упрямым фактам. Он умел дружить и жить, этот прекрасный человек.