Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 марта 2012 г. 16:29

527

5

Я заворожена, и в то же время в размышлении. Олдос Хаксли – колдун, и с бесами знаком не понаслышке. Он может сделать конфетку из любого вещества, и ты читаешь просто для того, чтобы наслаждаться порханиями его мысли. В «Луденских бесах» все: и щедрыми мазками написанная картина нравов XVII столетия, и размышления на тему целомудрия и брака, и мозги епископа под острым соусом, и немножечко грязного белья прокурора. И тут же в изящной шкатулке мы получаем даосский афоризм и не понимаем, откуда он взялся, но нет сил оторваться от созерцания этой драгоценности, а Хаксли уже несется дальше. Увлекаемый мощным потоком своего воображения, он рассуждает об Атмане и Брахмане, о подсознании и бессознательном, Христос возникает рядом с Буддой, а потом повествование снова приземляется в небольшом дурно пахнущем городке, где отцы-экзорцисты в поте лица изгоняют злобных бесов из грешных тел беспомощных монахинь-урсулинок.

Я очень люблю Хаксли и во многом разделяю его мировоззрение, но в то же время я задалась вопросом: а уместна ли эта интеллектуальная оргия здесь, в этой частной истории из жизни провинциального французского городка XVII века? Конечно, автор вправе высказать свои мысли, но эти мысли могут быть высказаны в любом другом месте, например, в отдельном философском эссе. По-моему, не все, о чем говорит Хаксли, имеет прямое отношение к проблеме, которую он описывает. Имеет, но в его сознании. Эта книга в аннотации отнесена к нетипичному для автора жанру «нон-фикшн», но я не могу сказать, что это на сто процентов нон-фикшн. С одной стороны, речь идет о реально происходивших в прошлом событиях, все лица, о которых рассказывается в книге, существовали в действительности, и их жизнь запротоколирована в судебных документах, письмах, дневниках, которые Хаксли изучил досконально, но героев он, по-моему, при этом сотворил заново. Причем, по своему образу и подобию, по крайней мере, некоторых.

В этом произведении присутствуют два вида реконструкции: историческая и психологическая, историческая выглядит вполне достоверно, а вот насчет психологической у меня есть сомнения. Мне кажется, что приговоренному к казни священнику он вкладывает свои мысли и свои эмоции, это обреченный на сожжение Хаксли размышляет о греховности, о личности, о правах, глядя на происходящее с собственных гуманистических позиций. Мир тогдашних людей был проще, они жили в той ситуации, в которой находились, а не анализировали ее. Хаксли с его расширенным психологическими экспериментами сознанием рассуждает о личности, о правах, о «машине правосудия», тогда как эпоха гуманизма на момент описываемых событий еще не началась и понятия личности в нашем понимания не существовало, а прав был тот, кто сильнее.

Точно так же, рассказывая об истории жизни настоятельницы Иоанны от Ангелов, он пускается в такой психологизм, рассуждая о самотрансценденции и выходы за пределы собственного «я», который этой доморощенной интригантке и не снился, ей только лишь хотелось немножко внимания. Хаксли очень щедр, даря этим людям свои душевные богатства, мне кажется, все было гораздо проще. Оно должно было быть проще, иначе не выжить. В мире силы и грубости защиту может дать только ответная грубость либо беспредельное смирение, так трудно достижимое для простых смертных.

А, с другой стороны, он прав. Ведь это все о человеке, и в какое бы мировоззрение этот человек не рядился, он одинаков перед лицом смерти, болезни, произвола. Человек, сжигаемый на костре в семнадцатом веке и отправляемый в газовую камеру в двадцатом, один и тот же: он гол и беспомощен. И суетная настоятельница-урсулинка всего лишь женщина, стремящаяся доказать свою значимость хотя бы бесовской одержимостью, найдя поддержку у наглого демона Бегемота (ох, не Булгаков его придумал), она заголяет свои ляжки на глазах у любопытной толпы точно так же, как какая-нибудь эстрадная звездочка компенсирует слабый голосок демонстрацией грудей перед объективом. Им можно простить, ибо не ведают… Тем не менее, в каждом человеке без исключения есть искра божья, но отыскать ее помогают не ум и не цивилизация, а сердце. Вот об этом и толкует нам Олдос Хаксли, а бесноватые монахини, фанатичные экзорцисты и развратные священники – лишь фон для этой вечной истории.

Рецензия на книгу Олдоса Хаксли "Луденские бесы" - www.ostrel.ru