Больше рецензий

16 марта 2012 г. 13:29

1K

4

По словам самого Лажечникова «миссия исторического романиста - выбрать из них [исторических событий] самые блестящие, самые занимательные события, которые вяжутся с главным лицом его рассказа, и совокупить их в один поэтический момент своего романа. Нужно ли говорить, что этот момент должен быть проникнут идеей?.. Так понимаю я обязанности исторического романиста». Очень многие любят выискивать в исторических романах ляпы, которые не соответствуют реальным событиям. И попутно ругать при этом и книгу, и автора ее. Но в таком случае, я не знаю ни одного исторического романа, который бы имел право на жизнь. В них во всех есть изрядная доля фантазии автора, вольная трактовка некоторых событий и перетасовка исторических фактов и реалий в соответствие с канвой романа.
Но ведь художественную литературу мы ценим не за сухие факты, а за мысль, которую она должна до нас донести. Для меня Лажечников оказался открытием, хоть раньше я и слышала про «Ледяной дом» его, но ни разу не читала. А вот тут полезла на полку за Достоевским, а наткнулась на «Новика». Открыла, начала читать, и не смогла остановиться, пока не закончила. Я не готова признать этот роман гениальным произведением, но! В нем достаточно интриги, он наполнен интересными фактами, которые позволяют читателю незатейливо ознакомиться с историей, при этом не слишком его утомляя фактологией. Нужно иметь тонкое чутье, чтобы выстроить свое повествование подобным образом, где одна глава завершаясь, в следующей главе не раскрывается, а держит читателя в некотором напряжении еще какое-то время. Возможно, с точки зрения современного читателя, книга покажется банальной или скучноватой. Я уж и не знаю, что сейчас люди предпочитают читать. Точнее, знаю, но не очень хочу.
На мой взгляд, самое интересное, что сделал Лажечников в этой книге, это то, как он ввел в роман Петра и Екатерину. Вроде роман и о славе петровой, да очень ненавязчиво он о ней рассказывает. Тут нет постоянных дифирамбов его величию и могуществу, и при этом во всем виден гений Петра. И то, что он в романе появляется на пару лишь страниц как герой, не умоляет его присутствия в книге как главного персонажа.