Больше рецензий

16 марта 2012 г. 12:43

15

3

«Нравиться – это так скучно. Постоянно раздражать окружающих – мерзко. Но разочаровывать их постоянно и прилежно – это завидный жребий».
Бегбедера не пнул только ленивый, а по-моему, не так плох этот самый Фредерик, как его малюют. Вернее не слишком, ну не совсем уж… Да он и сам изо всех сил старается рассказать такие гадости, чтобы читателя в лучшем случае затошнило от того просто, что есть на свете такие люди. Но в этом-то его и цель. Нас тошнит, и мы говорим о нем. Цитируем и при этом плюемся. «Каждое поколение имеет своих героев: некоторые из них гибнут, других постигает худшая участь - о них попросту забывают».
Такое ощущение, что больше всего на свете он боится незаметности собственной, которую несет на своих плечах ещё из детства, младший сын, некрасивый, ничем не выдающийся, не имеющий успеха у девочек… Зато теперь: вот он я где – В НУЖНИКЕ!
«Нужники» - это то место, где любит проводить время золотая молодежь, да и немолодёжь тоже, - это ночной клуб. Для героя Марка Марронье (альтер эго автора) и для его друзей посещение таких вечеринок – обычное времяпревождение. Это люди, которые лучше всего себя чувствуют среди всего искусственного – музыки, составленной из незнамо как соединенных кусков, экстази, одежды, силиконовых имплантантов. Они как неповзрослевшие дети мечтают о сексе с незнакомыми людьми, о том, чтобы упиться до безобразия и дрыгаться до упаду, а если повезёт, то и разрушить, разбить что-нибудь… Нет у них «ни слез, ни жертв, ни муки», ищут они места своего, а места нет, потому что живут ради удовольствия: «Вот это и называется счастьем – жить в своё удовольствие». Они так отвратительны, что готовы играть в регби собственным ребенком, предварительно упившить чуть не до смерти. Таких действительно так и хочется спустить в нужник!
Книга крошечная, композиция в общем-то довольно стройная. Одна глава – один час в клубе, каждой главе предпослан эпиграф, демонстрирующий начитанность и общую эрудицию автора (начитанный, эрудированный, и не спорю). Начинается всё с одиночества, заканчивается единением. Начинается с вопроса, заканчивается ответом.
Цель книги – показать мерзостность общества потребителей. Цель достигается разными способами: демонстрация уродства тех, кто собрался на вечеринку, саморазоблачения Марка, показа тех ценностных ориентиров, которыми руководствуются завсегдатаи подобных заведений.
Есть в книге неплохие зацепки: игра в забывание, записи Марка, теорема (аксиома) трех «зачем». Но все это можно было бы, конечно, вместить в небольшой рассказик. Бегбедер – рекламщик, поэтому все его произведения – это удачные фразы или клипы, разбавленные не слишком удачным описанием жизни. На цитаты его растаскивать – милое дело, а пересказывать невозможно, нечего пересказывать. Картинки мелькают и все. А был ли мальчик? А король-то голый!