Больше рецензий

22 июня 2020 г. 06:50

1K

5

Это настоящий учебник по семейной педагогике. Он не столько о воспитании детей, сколько о воспитании себя. Не о том, как относится к детям, а как относиться к людям.

Все люди воспитатели. Воспитывать любят все, даже маленькие дети, но никто не любит, когда воспитывают его. В «Педагогике для всех» Соловейчик рассказывает о философии воспитания без воспитания.
Автор не даёт готовых ответов и рецептов, только опорные точки: любовь, совесть, правда, красота. Дух и духовность. Общение. Этические основы педагогики. Отсюда и столько философии в книге: размышления, споры, сомнения, убеждённость в своей правоте и вере. А вера у каждого родителя своя. Во что веришь, такой ребёнок и получается. Только мы не всегда осознаём, чего действительно хотим. Говорим одно, а делаем всё согласно своей внутренней, неосознанной вере.

Каким мы хотим видеть своего ребёнка? Что мы хотим ему дать? Если не ставить глобальные цели, то самое важное для родителя уметь искренне любить. Тогда и ребёнок отзовётся. А если маленький человек способен любить, он будет хороший человек. Потому что любовь – это основа всего.

Дети должны расти счастливыми. Счастье закладывается в первые годы жизни. Счастье воспитывается счастьем, счастливые дети вырастают у счастливых родителей. Поэтому воспитание детей начинается с себя. Воспитывать ребёнка можно и за полчаса в день. Своим примером, установками. Уважением, давая свободу для развития во внешнем мире и обеспечивая безопасность и надёжный тыл в семье.

Что такое счастье? Что такое красота? Духовность? Размышляя над философскими понятиями применимо к воспитанию, автор обращается к классической литературе, находя ответы у Пушкина, Гёте, Островского. Катерина из «Грозы» Евгений Онегин и Татьяна Ларина раскрываются своими человеческими качествами, истоки которых заложены в детстве

Автор не делает открытий, он излагает философию простым языком. Обобщает опыт известных педагогов – Сухомлинского, Корчака, Блонского, только применительно к педагогике семейной. В школе педагогика управления, её принципы работают с большим коллективом. В семье педагогика общения, в которой всё индивидуально и неповторимо.
В каждой стране, в каждой деревне, в каждой семье педагогика разная. Обусловленная традициями, географическими и социальными особенностями. В XX веке изменения происходят уже так быстро, что традиции в воспитании детей не успевают подстраиваться под реалии жизни. Остаётся только доверять своим детям, самим быть честными, ответственными и любить их.

Многие ситуации, описанные в книге, настолько не согласуются с представлениями о воспитании, установками, укоренившимися в сознании, что вызывают внутренний протест. Не нужно воспитывать уважение к старшим, а нужно уважать ребёнка, тогда он тоже будет уважать всех, и не только старших. И не потому, что так нужно, а потому что по-другому нельзя. Воспитывать не запретами, а учиться договариваться. Хитрить, выдумывать, удивлять. Сложно? Очень сложно. Но повертев так и сяк, обдумав, углубляясь в книгу, понимаешь, что автор прав: или так, или лучше никак.

Соловейчик из той плеяды, что утверждает, что в воспитании нужно не опускаться до уровня ребёнка, а становиться на цыпочки, чтобы до него дотянуться.
В книге он говорит и о своих промахах – он тоже не идеальный родитель. Но и промахи воспитания воспитывали его сына. И не только правильное воспитание, но и неправильное на контрасте формирует личность. Из садика, со двора, от соседей - от внешнего мира не уберечь ребёнка. Но семья важнее, она опора и мир.

Книга хоть и публицистическая, но живая. Она не побуждает что-то делать, но меняет что-то внутри. Пропитана светом, любовью и нежностью, радостью. Читаешь такие книги, и лучше становишься.

Источник